Модель ИО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исходя, из Концепции развития инклюзивного образования, в школе создана модель
инклюзивного образования. Она основана на принципах равнодоступного образования для всех
обучающихся; толерантного отношения; социального развитияи адаптации детей с ОВЗ и
включает в себя разные формы обучения в зависимости от способностей и рекомендаций
специалистов.
Варианты образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
1. Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе
• Адаптированная основная образовательная программа школы
• Общеобразовательная программа + программы сопровождения
2. Ребенок с ОВЗ в специальном классе
• Адаптированная основная образовательная программа школы
• Адаптированная образовательная программа + программы сопровождения
3. Ребенок с ОВЗ на домашнем обучении
• Адаптированная основная образовательная программа школы
• Адаптированная образовательная программа + программы сопровождения
4. Ребенок с ОВЗ, обучающийся по индивидуальному учебному плану, по СИПР
 Адаптированная основная образовательная программа школы
 Адаптированная образовательная программа + программы сопровождения
Актуальность
Необходимым условием организации успешного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных организациях является создание безбарьерной,
адаптивной среды, предполагающей техническое оснащение учреждений образования,
дополнительную подготовку педагогов, разработку специальных программ, направленных на
облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и, позволяющей обеспечить их полноценную
интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностямиздоровья в
образовательных организациях - это шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на
получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и
умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому
ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного
уровню его развития образования.
Инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под
него систему образования.
Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно
развивающимися сверстниками важно и ценно всем категориям обучающихся:
 детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми
для получения качественного образования и социально-психологической адаптации в обществе;
 детям, не имеющим никаких ограничений в своём развитии, такое общение поможет быть
толерантными, сформирует позитивные модели поведения с «особыми» детьми.
Основанием разработки модели являются:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ;
 Национальный проект «Образование» (2019 – 2024г.г.);
 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»(2011 – 2020 г.г.);
 Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае (2017-2025 г.г.).
Эти документы нормативно регулируют право на образование без дискриминации по
состоянию здоровья, определяют возможность получения образования инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих
адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

Наличие определенной системы условий в ОО
Анализ состояния проблемы инклюзивного образования
Категории детей с ОВЗ, обучающихся в МБОУ «Тальская СОШ»
 дети инвалиды;
 обучающиеся с задержкой психического развития;
 обучающиеся с умственной отсталостью (легкой, умеренной степени).
Кадры
 учителя начальных классов
 учителя предметники
 учитель-логопед
 педагог-психолог
 учитель-дефектолог
 социальный педагог
 педагог ДО
Нормативно-правовая база
1. <Письмо> Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 <О направлении методических
рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю
(надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования
и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья>
2. Письмо> Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических
рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов" (вместе
с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных
организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного
процесса", утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)
3. Письмо> Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 "О направлении Методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации
адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования",
утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн)
4. Письмо> Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
(вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)")
5. Письмо> Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 "О дополнительных мерах" (вместе с
"Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам
среднего профессионального образования и профессионального обучения")
Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы,
утвержденная указом Губернатора края от 13.10.2017 № 258-уг и
7. План мероприятий по реализации Концепции.
8. Наши положения
9. Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные
основные общеобразовательные программы
10. Положение о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью специальных условий для получения образования
11. Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
12. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
13. Положение об организации индивидуального обучения на дому
6.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

14. Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
15. Положение о разработке ИОМ
16. Положение об инклюзивном образовании
Механизм внедрения
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей с ОВЗ определены в законодательных
актах Российской Федерации, Красноярского края, нормативных локальных актах, разработаны
программы АООП НОО ЗПР, УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (УО), на основе примерных
АООП, ООП НОО
 Вовлеченность детей с ОВЗ во внеурочную деятельность, дополнительное образование;
 Реализация плана курсовой подготовки по проблемам организацииинклюзивного
образования;
 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
 Деятельность ПМП(к);
 Инструктажи педагогического коллектива по вопросам обеспечения и доступности для
инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой
помощи;
 Участие педагогического коллектива в мероприятиях по введению ФГОС НОО ОВЗ (УО) –
в 2018 г. учителя начальных классов приняли участие в районном мероприятии "Неделя
открытых уроков и занятий в рамках реализации адаптированных образовательных программ"
уроки для обучающихся с ОВЗ разных возрастных групп, тип урока – получение новых знаний»
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ.
Цель:
Обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся Тальской СОШ.
Задачи
1.Создать единую образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования;
3. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социализации детей с
особенностями развития на этапе школьного обучения;
4. Создать систему развития толерантного самосознания у участников образовательных
отношений.
5. Обеспечить освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами.
6. Организовать консультативную помощь семьям, воспитывающих детей в условиях инклюзии.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Включает в себя функции управления, управленческие действия, нормативно-правовое
обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, учебно-методическое
обеспечение, взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств,
информационное обеспечение, деятельность внутреннего структурного элемента – ППк.
Функции управления
Анализ, целеполагание и
планированиедеятельности
Организация,
координация
деятельности

Методическое
сопровождение,мотивация,

Управленческие действия
Системный анализ состояния проблемы на школьном уровне. Разработка
модели и дорожной карты по ее реализации.
Разработка
и
совершенствование
нормативно-правовой
базы.
Организация оценки соответствия ОО требованиям инклюзивного
образования. Внедрение командных форм работы. Проведение
совещаний, семинаров.
Установление связей с медицинскими учреждениями, учреждениями
культуры, дополнительного образования.
Организация работы с семьями через включение в систему
межведомственного взаимодействия.
Анализ кадровых потребностей для работы с детьми с ОВЗ.
Методическая поддержка специалистов сопровождения. Планирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

управление кадрами
Мониторинг и контроль

курсовой подготовки педагогических кадров.
Выстраивание внутренней системы мониторинга – диагностические,
оценочные процедуры.

Учебно-методическое сопровождение включает:
 обеспеченность детей с ОВЗ и педагогов учебниками, дидактическими материалами в
соответствии с образовательной программой;
 оказание методической помощи участникам образовательного процесса, обеспечение
педагогов соответствующей учебно-методической литературой;
 определение дефицитов и профицитов педагогов по конкретным проблемам организации
инклюзивного образования;
 подготовка достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих
методиками
инклюзивного
обучения,
создание
системы
повышения
их
профессионального мастерства.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) -создан для проведения психологопедагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных
способов реализации индивидуальногообразовательного маршрута (на основании результатов
диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности,
для разработки
индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и
технологий помощи ребенку и его адаптации в ОО. Оборудован кабинет, который используется в
работе с детьми с ОВЗ, действует кабинет логопеда.
Создан консультативный пункт для родителей (законных представителей)
и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих и посещающих образовательные учреждения
Цель:
обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание
психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка
всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Направления деятельности консультативного пункта:
 оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5—6
лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых
возможностей при поступлении в школу;
 оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по
различным вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
 содействие социализации детей дошкольного возраста, не посещающих
образовательные учреждения;
 проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом,
психическом и социальном развитии детей, не посещающих образовательные
учреждения;
 обеспечение
взаимодействия
между
государственным
образовательным
учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и
другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных
представителей).
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Механизмом реализации содержательно-технологического компонента является реализация
адаптированных программ, программ внеурочной деятельности, программы коррекционноразвивающих курсов, учебные планы, технологии, методы, приемы и средства обучения, урочную
и внеурочную деятельность с учетом особенностей детей, сопровождение детей с ОВЗ, их семей.
Предлагаемая нами модель предполагает организацию системы обучения и комплексного
сопровождения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной
школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

1. Зачисление в класс инклюзивного обучения производится только с согласия родителей
(законных представителей) на основании их заявления и заключения ПМПК. При этом
соблюдается предельная наполняемость класса, число детей с ОВЗ в инклюзивном классе.
2. На основе рекомендаций ПМПК разрабатывается и утверждается адаптированная
основная образовательная программа ( АООП) (по нозологии), адаптированная образовательная
программа на год. Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения
состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для
детей с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ всоответствии с
рекомендациями ПМПК. Его осуществляют специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог,
педагог-психолог, учитель начальных классов, социальный педагог.
3. Разрабатываются и вносятся изменения в нормативные документы школы по
необходимости.
4. Педагог, работающий в инклюзивном классе, обладат специальной профессиональной
подготовкой. В его функционал входят контроль за реализацией индивидуальной коррекционной
работы, психолого - педагогического сопровождения, оценивание образовательных результатов
учащихся, уровня сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения.
Он выбирает технологии, методы, приемы и средства обучения.
5. Итогом деятельности на этом этапе является заключение школьного консилиума, в
котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной
программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями
ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимая
корректировка программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется
следующий период обучения и воспитания ребенка в соответствии с измененными компонентами
образовательной программы.
6. В ситуации, когда эффективность реализации образовательной программы,
рекомендованной ПМПК, программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
минимальна, отсутствует или имеет отрицательную направленность, консилиумом может быть
принято решениео необходимости повторного прохождения
ПМПК с целью изменения
специальных условий для получения общего образования, коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, определения формы получения образования, образовательной программы,
которую ребенок может освоить.
Представленная модель координирует деятельность педагогов и специалистов при
организации образовательного процесса детей с ОВЗ; обеспечивает взаимодействие, психологопедагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их
сверстников, родителей и педагогов); создает оптимальный уровень психологического комфорта в
образовательном учреждении, реализующим принципы инклюзии, через развитие толерантности
детей, педагогов, родителей.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ
По результатам внутреннего мониторинга показателей динамики создания необходимых
для инклюзии условий (кадровых, материально- технических, программно-методических) - это
количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации в области инклюзивного
образования, количество детей с ОВЗ, обеспеченность в школе системы психологопедагогического сопровождения (психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), наличие
психолога, логопеда, дефектолога), руководитель школы принимает необходимые управленческие
решения, вносит коррективы в образовательный процесс.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ-обеспечивает комплексную оценку развития
инклюзивного образования в ОО, включает проведение рефлексивно- аналитических,
диагностических и мониторинговых процедур (методика изучения удовлетворенности учащихся,
родителей и учителей деятельностью ОО, социометрия, анкетирование, контрольные срезы,
результаты ПМПК, краевые диагностические процедуры, всероссийские проверочные
работы)разработку критериев определения уровня образовательных результатов обучающихся.
Критерии, параметры, индикаторы измерения результативности
1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы.
2. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
663653, Красноярский край, Ирбейский район, с.Талое, ул.Лесная, 21
Тел.(39174) 34-2-22 E-mail: taloe@irbruo.ru

3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.
4. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных
контактов со сверстниками.
5. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей с
нормой, педагогов.
6. Участие педагогов школы в методических мероприятиях по инклюзивному образованию детей с
ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».