Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Тальская средняя общеобразовательная школа» Утверждена приказом директора школы № 02-04-78 от 31.08.2021г Рабочая программа учебного курса: Английский язык “Rainbow English“ Классы: 5-9 2021 год. 1 Результаты освоения учебного курса. Личностные результаты Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. -Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. -Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. - При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов: —формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; —осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; —формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; —стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; —готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная 2 работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов: —развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; —развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; —развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; —развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; —осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; —формирование проектных умений: _ генерировать идеи; _ находить не одно, а несколько вариантов решения; _ выбирать наиболее рациональное решение; _ прогнозировать последствия того или иного решения; _ видеть новую проблему; _ готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; _ работать с различными источниками информации; _ планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта; _ собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования; _ оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура,планшета и т. п.); _ сделать электронную презентацию. Предметные результаты Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка. Речевая компетенция Говорение _ начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; _ расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; _ рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка; _ делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, 3 выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; _ использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения; Аудирование _ воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; _ понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию; _ понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; _ использовать переспрос, просьбу повторить; Чтение _ ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; _ читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); _ читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение; _ читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; Письмо и письменная речь _ заполнять анкеты и формуляры; _ писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы. В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 5—9 классах в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования ученик научится понимать: _ основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; _ особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения; _ признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); _ основные различия систем английского и русского языков. Кроме того, школьники получат возможность научиться: _ применять правила написания слов, изученных в основной школе; _ адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах; _ соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы. В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется: _ иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка; _ владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее 4 распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения; _ иметь представление о распространенных образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научнопопулярной литературы; _ понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире. В плане развития компенсаторной компетенции результатом обучения иностранному языку в 5—9 классах должно стать умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении информации из звучащего или письменного текста за счет использования языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики. Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений. Общеучебные умения выпускников основной школы предполагают следующее: _ научиться действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке; _ научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию; _ научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся; _ научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета; _ овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами. Специальные учебные умения включают в себя способность: - сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений; _ освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; _ пользоваться ключевыми словами; _ вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком; _ догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей; _ узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков; _ при необходимости использовать перевод. В результате изучения иностранного языка ученик научиться: понимать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения; признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка; 5 говорение научиться: начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения; аудирование научиться: понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить; чтение ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов; создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире; приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах; ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира. Содержание учебного курса. 6 Мои друзья и я. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями. Решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. Досуг и увлечения. Спорт, музыка, чтение, музей, кино, театр. Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка. Путешествия и другие виды отдыха, Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Тело человека и забота о нем. Школьное образование., Изучаемые предметы и отношение к ним. Школьная жизнь. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками, международные обмены, школьное образование за рубежом. Профессии в современном мире. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии и защита окружающей среды. Климат, погода. Особенности проживания в городской/сельской местности. Технический прогресс: достижения науки и техники, транспорт. Средства массовой информации и коммуникации. Пресса, телевидение, радио, Интернет. Родная страна и страны изучаемого языка. Географическое положение, столицы, крупные города, регионы, достопримечательности, культурные и исторические особенности, национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Указанные сферы общения предлагаются учащимся на протяжении пяти лет обучения с определенной цикличностью. Тематика знакомых учебных ситуаций варьируется, расширяется, углубляется, однако на каждом новом этапе обучения учащиеся знакомятся с неизвестными им ранее учебными ситуациями. Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому язык Кла сс 5 Тема Каникулы закончились. 2. Семья. 3. Виды спорта. 4. Свободное время. 5. Путешествия. 6.Путешествия. 6 1. Путешествия. 2. Проведение досуга. Тематическое планирование курса. Тематика общения Каникулы. Проведение досуга. Планы на выходной. Погода. Страны и города Европы Достопримечательности русских городов. Местожительства. Обозначение дат. Русские писатели. Профессии Обозначение времени. Детские игры. Здоровье. Здоровый образ жизни. Увлечения и хобби Домашние животные. Хобби. Цирк. Русские художники Шотландия. Города мира и их достопримечательности. Рынки Лондона. Мосты Лондона. Русский и британский образ жизни География России. Животные России. Знаменитые люди России. Москва. Санкт-Петербург. Мой класс и мои одноклассники. Памятники знаменитым людям. Кремль. Красная площадь. Суздаль. Московский зоопарк Проведение каникул. География Великобритании. Река Темза. Ирландия. Достопримечательности Лондона. Города Великобритании. Климат Великобритании. Оксфорд Колич ество часов 17 17 17 17 17 17 17 17 7 3.День рождения. 7 8 Празднование Нового года в Великобритании и России. День святого Валентина, Пасха. Хэллоуин. Рождество в Великобритании 4. Открытие Америки. США. Коренные жители Открытие Америки. Америки. США. Нью-Йорк. Чикаго. 5. Любимые Любимые способы проведения свободного времени. способы проведения Города США. Погода. Времена года. Одежда. свободного времени. Покупки 8. Способности и достижения. Описание внешности. Способности и Герои популярных фильмов достижения. 1. Школа. Каникулы. Описание классной комнаты. Школьный день. Встречи выпускников. Содержимое школьного портфеля. Письменный стол. Система школьного образования в Великобритании. 2 .Языки мира. Изучение иностранного языка. Путешествия. Английский язык. Урок английского языка. Способы изучения английского языка 3. США: основные Города США. География США. Австралия. Города факты. Австралии. Канберра. Животные Австралии. Страны и города Европы 4. Мир птиц. Климатические и погодные условия обитания животных и растений. Мир животных. Мир насекомых. Сопоставление животного и растительного мира. 5.Флора и фауна Экология как наука. Защита окружающей среды. России. Тропические леса и проблема их исчезновения. Динозавры. Климат. Солнечная система. Загрязнение водных ресурсов 6. Здоровый образ Здоровый образ жизни. Фаст-фуд. Макдоналдс. жизни. Внимательное отношение к здоровью. Продолжительность жизни. Болезни 1. Летние каникулы. Летние каникулы. Виды спорта. Популярные в Великобритании виды спорта. Олимпийские игры. Параолимпийские игры. Урок физкультуры. Тренерская карьера Татьяны Тарасовой. Бокс 2. Изобразительное Изобразительное искусство. Театральное искусство. искусство. Одаренные дети. Популярные развлечения. Поход в театр. Творчество Уильяма Шекспира. Английский театр. Кукольный театр. Театр пантомимы. Музыка Петра Ильича Чайковского 3. Кино. Кино. Чарли Чаплин. Современный кинотеатр. Поход в кинотеатр. Любимые фильмы. Мультфильмы 4. Выдающиеся Выдающиеся люди. Знаменитые художники и люди. писатели. Важные события в мировой истории. Исаак Ньютон. Екатерина Великая. Михаил Ломоносов. Бенджамин Франклин. Примеры для подражания. Королева Викторий. Елизавета II. Стив Джобс. Конфуций. Мать Тереза 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17 26 25 25 26 8 1.Средства массовой Телевизионные программы. Корпорация Би-Би-Си. 26 информации. Телевидение в учебном процессе. Выбор телеканалов для просмотра. Современное телевидение. Интернет. Общение с помощью бумажных и электронных писем 2. Сетевой жаргон Сетевой жаргон Weblish. Предпочтения в чтении. 25 Weblish. Посещение библиотеки. Музей Шерлока Холмса. Самые известные библиотеки мира. Литературные жанры. Карманные деньги. Британская пресса. Различные журналы. Журналистика. Творчество Джоан Роулинг. Электронные книги. Энциклопедия «Британ - ника» 3.Известные ученые. Известные ученые. Термины «наука» и «техника». 26 Важные науки. Индустриальная революция. История развития техники. Орудия труда и современные бытовые приборы. Наука и медицина. Нил Армстронг. Исследования космоса 4.Поведение Поведение подростков дома и в школе. Проблема 25 подростков дома и в карманных денег. Работа для подростков. школе. Творчество Джерома Дэвида Сэлинджера. Проблема отцов и детей. Проблема расизма. Проблема иммиграции. Подростки и азартные игры. Детские и молодежные организации в России и других странах. Легко ли быть подростком Материально-техническое обеспечение образовательного процесса . 1) Афанасьева О.В. Михеева И.В.Баранова К.М.. Английский язык: «Rainbow- English»: Учебник для 5-9кл. общеобраз. Учрежд.- Москва.: Дрофа, 2015. 2).. Афанасьева О.В. Михеева И.В.Баранова К.М.. Рабочая тетрадь. 3). Афанасьева О.В. Михеева И.В.Баранова К.М.. Книга для учителя с поурочным планированием. - Москва.: Дрофа, 2015. 4). Аудио приложение к учебнику. 5 Афанасьева О.В. Михеева И.В.Баранова К.М. Лексико-грамматический практикум. 6. Афанасьева О.В. Михеева И.В.Баранова К.М. Диагностические работы. - интернет-сайты: 1. http://www.native-english.ru/topics 2. http://www.alleng.ru/english/engl.htm 3. http://ciospbappo.narod.ru/predm/predmet/English/CIO.htm 4. http://ciospbappo.narod.ru/predm/creative/english.htm 5. http://englishgrammar.nm.ru/ 6. http://enative.narod.ru/practice/testing.htm 7. http://angl.by.ru/uch.htm 8. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&tmpl=com 9 9