РП ИЗО 5-7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г.

Рабочая программа учебного курса:

Изобразительное искусство

Классы:V -VII

2021 год.

4.В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающийся научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо
жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы
декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы
народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство
формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды и материалы
декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов
искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с
помощью пятна и тональных отношений; навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых
предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства,
как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту
выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и
переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных
мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть,
наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок;

 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства
художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как
целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками
лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения,
пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; пользоваться навыками
работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться
правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в
плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам
лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа
человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя
разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат
наблюдений и размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным
навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и
характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; рассуждать о значении творчества великих русских
художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему; творческому опыту
создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии,
об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать
произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; рассуждать об особенностях художественного образа
советского народа в годы Великой Отечественной войны; описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;

 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать
художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; собирать необходимый материал для
иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного
творчества по созданию стилизованных образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство
в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального
в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж
как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять в создаваемых пространственных
композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в
технике коллажа, дизайн-проектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также
о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о
традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой
истории русской усадебной культуры XVIII–XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать
смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; использовать
старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов; отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; использовать графические навыки и
технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески Мозаики; различать итальянские и
русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского
Кремля; различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; характеризовать особенности
церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
 отличать по характерным особенностям икону и парсуну; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; различать стилевые особенности разных школ архитектуры
Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом
монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; ориентироваться в широком разнообразии стилей и
направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
-владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; понимать специфику
изображения в полиграфии; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); различать и характеризовать
типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); проектировать обложку книги, рекламы открытки,
визитки и др.; создавать художественную композицию макета книги, журнала;
-называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения
изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII
века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
-называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать
особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; активно воспринимать произведения искусства и
аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведениям искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать
навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной
скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления
в искусстве XIX и XX веков;
-узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные
образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций
и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
-характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель, А. Гауди;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом
монументального произведения (витраж, использовать выразительный язык при моделировании мозаика, роспись, монументальная скульптура);
архитектурного пространства;

-характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных
коллекций крупнейших музеев мира;
-использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; понимать основы сценографии как вида
художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
-называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
-различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; характеризовать принципы киномонтажа в создании
художественного образа;
-различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца
и сценографа;
-применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского
спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в
практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции,
чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и
случайностей;
-понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники
съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также
звукового ряда своей компьютерной анимации; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино;
-использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарнорежиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба:
единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и
цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов

(К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение
фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском
искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр
(В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения
животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно -пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные
элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития
современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные
школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и
предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI – XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской
живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в
селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры
стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская
классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века
(А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль
модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображения в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин,
А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Особенности художественной фотографии. Выразительные средства
фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных
искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет,
цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых
сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный
язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении
темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся
формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык
искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы
внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства,
организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный
за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 классТема года «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
№ур

Тема урока
1 раздел. «Древние корни народного искусства» 10 часов
1
Декоративно-прикладное искусство и человек.
2
Древние образы в народном искусстве.
3-4
Убранство русской избы.
5
Внутренний мир русской избы.
6
Конструкция и декор предметов народного быта.
7
Русская народная вышивка.
8-9
Народный праздничный костюм.
10
Народные праздничные обряды.
2 раздел. Тема «Связь времен в народном искусстве» 7часов
11
Древние образы в современных народных игрушках.
12
Искусство Гжели.
13
Городецкая роспись.
14
Хохлома.
15
Жостово. Роспись по металлу.
16
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
17
Тиснение и резьба по бересте.
3 раздел. Тема «Декор – человек, общество, время» 6 часов
18
Зачем людям украшения
19
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
20-22 Одежда говорит о человеке.
23
О чём нам рассказывают гербы и эмблемы
4 раздел. Тема «Декоративное искусство в современном мире» 11 часов
24-28 Современное выставочное искусство.
29
Ты сам мастер.
30
Лоскутная аппликация, или коллаж.
31
Витраж в оформлении интерьера школы.
32
Нарядные декоративные вазы.
33
Декоративные игрушки из мочала.
34
Декоративные куклы.

Количество часов
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
5
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 классТема года «Искусство в жизни человека»
№ ур

Тема урока
1 раздел. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 9 часов
1
Изобразительное искусство. Пространственные виды искусства.
2
Художественные материалы.
3
Рисунок- основа изобразительного творчества.
4
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
5
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
6
Цвет. Основы цветоведения.
7
Цвет в произведениях живописи.
8
Объемные изображения в скульптуре.
9
Основы языка изображения.
2 раздел. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» 7 часов
10
Реальность и фантазия в творчестве художника.
11
Изображение предметного мира - натюрморт.
12
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
13
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
14
Освещение. Свет и тень.
15
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
16
Выразительные возможности натюрморта.
3 раздел. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет». 10 часов
17
Образ человека - главная тема искусства.
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
19
Изображение головы человека в пространстве.
20
Портрет в скульптуре.
21
Графический портретный рисунок.
22
Сатирические образы человека.
23
Образные возможности освещения в портрете.
24
Роль цвета в портрете.
25
Великие портретисты прошлого.
26
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
4 раздел. Тема: «Человек и пространство. Пейзаж». 8 часов
27
Жанры в изобразительном искусстве.
28
Изображение пространства.
29
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
30
Пейзаж - большой мир. Защита проекта.
31
Пейзаж настроения. Природа и художник.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 классТема года «Дизайн и архитектура в жизни человека»
№ ур

Тема урока

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создаёт человек.
1 раздел Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры». 10 часов
Глава 1 Основы композиции в конструктивных искусствах – 6 часов
1
Мир, который создаёт человек.
2
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
3
«Внесём порядок в хаос!»
4
Прямые линии и организация пространства.
5
Цвет – элемент композиционного творчества.
6
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Глава 2 Буква – строка – текст – 1час
7
Искусство шрифта.
Глава 3Когда текст и изображение вместе –2 часа
8-9
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Глава 4В бескрайнем море книг и журналов - 1 час
10
Многообразие форм графического дизайна.
2 раздел В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.8 часов
Глава 1 Объект и пространство - 2 часа
11
От плоскостного изображения к объёмному макету.
12
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Глава 2Конструкция: часть и целое - 3 часа
13
Здание как сочетание различных объёмов.
14
Понятие модуля.
15
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Глава 3 Красота и целесообразность - 2 часа
16
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
17
Форма и материал.
Глава 4Цвет в архитектуре и дизайне - 1 час
18
Роль цвета в формотворчестве.
3 раздел «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека». 9 часов
Глава 1Город сквозь времена и страны- 2 часа

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1

19-20

Образы материальной культуры прошлого.

Глава 2 Город сегодня и завтра- 1 час
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Глава 3 Живое пространство города- 1 час
22
Город, микрорайон, улица.
Глава 4 Вещь в городе и дома- 3 часа
23
Городской дизайн.
24
Интерьер и вещь в доме.
25
Дизайн пространственно – вещной среды интерьера.
Глава 5 Природа и архитектура- 1 час
26
Организация архитектурно – ландшафтного пространства.
Глава 6 Ты - архитектор- 1 час
27
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4 раздел «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». 8 часов
Глава 1 Мой дом – мой образ жизни– 4 часа
28
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
29
Интерьер, который мы создаём.
30
Пугало в огороде или… Под шёпот фонтанных струй.
31
Цветы – частица сада в доме.
Глава 2 Мода, культура и ты– 4 часа
32
Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
33
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
34
Автопортрет на каждый день. Грим и прическа в практике дизайна
35
Моделируя себя – моделируешь мир.
21

2
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

7.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ:

- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5кл. общеобразовательных организаций / под
ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014
-Неменская Л.А. Искусство в жизни человека: учебник для 6кл. общеобразовательных организаций /под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,
2016
- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7кл. общеобразовательных организаций /под ред. Б. М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- Пенова В.П. Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные. Харьков Белгород 2008
- Печенежский А.Н. Школа рисования от А до Я. 1-12том. Харьков Белгород 2011
- Гордон Л. Рисунок. Техника рисования. М.: Эксмо 2005
- Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки. СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс» 2010
- Авдонина М.В. Рисуем человека: с ног до головы. М.: Эксмо 2000
- Авдонина М.В. Маски и костюмы. М.: Эксмо 2000
- Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярск 1988
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Мультимедийные уроки по изобразительному искусству 1-5кл.
Электронное приложение к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл.
«Шедевры мирового искусства» издательства «Кирилл и Мефодий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».