РП История 5-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО истории

основное общее образование
рок реализации программы –5 лет

2021 г
с. Талое

Уровень изучения учебного предмета – базовый
Количество часов по учебному плану:
5 класс: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
6 класс: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
7 класс: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
8 класс: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
9 класс: всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся
следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств
как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности
исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой
истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого
общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию
различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других
народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, этапы становления и
развития Российского государства, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории Средневековья; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIXVII
в.в.
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XVIII в.
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события XIX начало XX в как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и
государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках
Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях
крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах
на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать
о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений,
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о
мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное
государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.; XVI-XVII в.в.
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
XVI-XVII в.в.;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории XVI-XVII
в.в.;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории XVI-XVII в.в.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия

«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) представлений о мире и общественных
ценностях; г) художественной культуры XVI-XVII в.в.
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.); XVI-XVII в.в.
• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события; XVI-XVII в.в.
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XVI-XVII в.в.
.
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.; XVIII в.
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
XVIII в.;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) представлений о мире и общественных
ценностях; г) художественной культуры XVIII в.;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.); XVIII в.
• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события XVIII в.;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться
• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних
обществ в мировой истории.
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их
художественные достоинства и значение.
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в XVI-XVII в.в.;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.
XVI-XVII в.в.);
• сравнивать развитие России и других стран в XVI-XVII, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности XVI-XVIIв.в. ;
• применять знания по истории России и своего края в XVI-XVIIпри составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.XVI-XVII в.в.
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в XVIII в;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.
XVIII в);
• сравнивать развитие России и других стран в XVIII в, объяснять, в чем заключались общие
черты и особенности XVIII в;
• применять знания по истории России и своего края в XVIII в при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание программы.
Всеобщая история. 5 класс (68ч)
Введение (1 ч)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние
сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении
истории Древнего мира.
Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по
годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры.
Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях:
год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч).
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди –
наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного
состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления.
Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека –
овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его
особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота как основной

способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек
разумный. Родовые общины.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки
древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях
первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч).
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего
хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего
земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия
перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество.
Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление
племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования
земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине.
Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой
общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев.
Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Тема 3. Счет лет в истории (1ч).
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы
пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.
Тема 4. Древний Египет (7 ч).
Государство на берегах Нила. Местоположение и природные условия. Земледелие в Древнем
Египте. Система орошения земель.
Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают
налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе
вельможи. Служба вельможи. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые
колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные
походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта: Мемфис, Фивы. Появление наемного
войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов.
Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и
Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумии, гробница,
саркофаг. Фараон – сын солнца. Безграничность власти фараона.
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой
Сфинкс. Пирамида Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические
открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ
Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиция древнеегипетского искусства в
национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка.
Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские
папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний. Математика,
астрономия. Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы,
звездные карты. Хранители знаний – жрецы.
Тема 5. Западная Азия в древности (8ч).
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт
ЮжногоДвуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть времени возникновения государств в
Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной
строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли
до неба. Боги шумеров. Жрецы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон – главный в Двуречье. Законы
царя Хаммурапи. Принцип талиона.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии.
Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Виды ремесел. Развитие
торговли в городах Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев.
Древнейший финикийский алфавит.
Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни,
занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен.
Переход к единобожию. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья.
Библейские мифы и сказания, исторический и нравственный опыт еврейского народа.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с
филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде,
Соломоне. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские сказания о героях.
Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных
орудий труда. Ассирийское войско. Приспособления для победы над противником. Ассирийское
царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия –
столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг
Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об
ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и
его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир
Великий: его победы, военные хитрости и легенды. Образование персидской державы (завоевание
Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта».
Система налогообложения. Войско персидского царя. Город Персеполь – столица великой
державы древности.
Тема 6. Индия и Китай в древности (4 ч).
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг.
Деревни среди джунглей. Развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев.
Религия жителей Древней Индии. Древнейшие города.
Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам.
Периоды жизни брахмана. Кастовое общество: Варны и касты знатных воинов, земледельцев и
слуг. «Неприкасаемые». Знания. Книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем
Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской
равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука
учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные
войны, расширение территории Китая. Великая китайская стена. Деспотия ЦиньШихуана.
Свержение наследников ЦиньШихуана. Открытия китайцев: шелк, чай, бумага, компас. Великий
шелковый путь.
Тема 7. Древнейшая Греция (6 ч).
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных
рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство.
Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского
царства. Мифы о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре.
Микены и Троя. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Древнейшее греческое
письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен
и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя Одиссея. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители.
Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф
о Прометее. Миф о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч).
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов-государств (Афины,
Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Местоположение и природа Аттики. Дефицит
земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство,
виноградарство, оливководство. Знать и демос в Афинском полисе. Ареопаг и архонты. Законы
Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы
Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и
граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание
спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление
Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте
Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор
места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря.
Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада –
колыбель греческой культуры.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где
зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять
незабываемых дней. Виды состязаний. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах.
Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада.
Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение
персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Саламинское
сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром персов при Платеях.
Причины победы греков.
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч).
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление власти
демоса – демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское
население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр
ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Район
Керамик. Посуда с краснофигурными и чернофигурными рисунками. Агора – главная площадь
Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабыпедагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека.
Скульптура. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные
актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных
представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на
общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот.
Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях.
Друзья и соратники Перикла.
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (4 ч).
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Междоусобные войны греческих
полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе.
Аристотель – учитель Александра. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря
Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и
Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Первые победы: река Граник. Победа над
войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом
и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского
царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов.
Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание
пространства эллинистического мира на территории державы А.Македонского: Египетское,
Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк – одно из чудес
света. Музей. Александрийская библиотека.
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч).
Местоположение и природа Италии. Пестрота населения Древней Италии.
Древний Рим. Легенда об основании Рима. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах
и его обитатели. Занятие римлян. Верования. Управление ранним Римом. Отказ римлян от
царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые
правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов.
Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение
земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового
рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и
римские легионы.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч).
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание
военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск
Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Тактика
Ганнибала и тактика римлян. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа
Сципиона над Ганнибалом при Заме.
Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рост римского
государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии
и Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.
Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика
Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, быту римлян. Раб –
«говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч).
Возобновление и обострение противоречий между различными группами и римским
обществом после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев
Италии. Потери имущества бедняками. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного
закона Тиберия Гракха. Гибель Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа
восставших. Оформление армии восставших. Разгром армии рабов римлянами под руководством
Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за
единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса.
Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима.
Борьба Антонио и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота
Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана.
Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Превращение римского государства в
империю.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч).
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов
германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа
императоров. Актер на императорском троне. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Рассказы об Иисусе его
учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной
проповеди. Идея равенства всех людей перед богом.

Расцвет римской империи во II веке. Неэффективность рабского труда. Возникновение и
развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян.
Переход к обороне границ римской империи.
Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей.
Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Термы в жизни и
культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 ч).
Римская империи при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров.
Рим и варвары. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть
императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в
положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы).
Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столица за счет
архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи.
Взятие Рима варварами. Разделение римской империи на два самостоятельных государства.
Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской
империи. Конец эпохи античности.
Всеобщая история.6 класс (30часов).
Тема 1. Становление средневековой Европы (6 ч)
Введение.Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое
переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.
Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин.
Иоанн Златоуст. Образование двух ветвей христианства ¬– православия и католицизма. Римскокатолическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба
церкви против их распространения.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе.
Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Культура Западной Европы в ранее средневековье
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч)
Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство,
государственное устройство. Императоры Византии. Образование славянских государств.
Тема
3.
Арабы
в
VI-XI
веках
(1
ч)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские
завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран Халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне (3 ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и
правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община.
Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь. Крестовые походы (3 ч)
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и
ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 7. Образование централизованных государств (5 ч)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные
штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия
вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя
война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские
восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера.
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV веках (2 ч)
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис католической церкви. Папы и императоры.
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV -XV веках (1 ч)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания турками-османами Балканского
полуострова.
Тема 10. Культура Западной Европы в XI – XV веках (2 ч)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская
литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре,
скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в
Европе. Научные открытия и изобретения.
Культурное наследие Византии.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские
восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание
государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение
монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования,
особенности хозяйственной жизни.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России. 6 класс (38 ч)
Тема 1. Древнейшие народы на территории России. (3 ч)
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная
организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства
Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Тема 2. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (14ч)
Происхождение восточных славян. Восточные славяне и их соседи. Расселение, соседи,
занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования
государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о
начале Руси.
Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир.
Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Русская правда».
Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней
Руси. Культура Древней Руси. Религиозно-культурное влияние Византии. Быт и нравы Древней
Руси. Особенности развития древнерусской культуры.
Тема 3. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. (11ч)
Раздробление Древнерусского государства: экономические и политические причины
раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост
числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских
земель (Владимиро – Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко – Волынская
земля.). Идея единства русских земель в период раздробленности.
Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и
Орда. Русь и Литва. Культура русских земель во второй половине XII - XIII века.
Тема 4. Московская Русь в XIV—XV вв. (10ч)
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва –
центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его
соседи в конце XIV- середине XV века. Создание единого Русского государства и конец
ордынского владычества. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Московское государство в конце XV – начале XVI века. Церковь и государство в конце XV –
начале XVI века. Культура и быт в XIV – начале XVI века. Отражение идеи общерусского
единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина».
Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей
Рублев. Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI века.
Всеобщая история. 7 класс (26 ч)
Тема 1. Европа и мир в начале Нового времени (13ч)
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Технические открытия и выход к Мировому океану.

Великие географические открытия и их последствия. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба,
Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение
европейцами Нового Совета.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI–XVII вв. Зарождение капиталистических
отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение
мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Расширение внутренних и
мирового рынка.
Европейские государства в XVI–XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление
королевской власти в Англии и Франции. Складывание централизованных национальных
государств в Европе.
Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре общества,
новые социальные группы, их облик. Европейское население и основные черты повседневной
жизни.
Эпоха Возрождения. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры
Возрождения. Рождение новой европейской науки в XVI–XVII вв. Переворот во взглядах на
природу: Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Р. Декарт.
Распространение протестантизма в Европе. М.Лютер, Ж.Кальвин (основные идей и судьба).
Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Борьба католической церкви против
реформационного движения. Религиозные войны.
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (13 ч).
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях
Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война.
Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за
господство. Тридцатилетняя война: причины и значение.
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д.
Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.-Ж. Руссо. Д. Дидро.
Художественная культура XVII–XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало
европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование
централизованного государства в Японии. И. Токугава.
История России.7 класс (42ч)
Тема 1. Россия в XVI веке (23ч)
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы:
присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы.
Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети
XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами,
посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных
учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество.
Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти.
Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с
Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских
и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV.
Опричнина. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об
«Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Культура в XVI веке. Быт в XVI веке.
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (19 ч).
Смутное время. Династические, социальные и международные причины Смуты.
Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции.
Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. Освобождение Москвы. Земский собор 1613
года. Начало династии Романовых. К. Минин, Д. Пожарский.

Политическое устройство России в XVII веке. Правление первых Романовых. Начало
становления абсолютизма. Приказная система. Соборное Уложение 1649 года.
Социально – экономическое развитие России в XVII веке. Новые явления в экономике: рост
товарно – денежных отношений, развитие мелкотоварного производства. Возникновение
мануфактур и наемного труда.
Население страны: основные социальные группы, их положение. Окончательное оформление
крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей.
Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки.
Народы России: освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Причины, участники и формы народных движений в XVII веке. Городские восстания.
Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская
сечь. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская
Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русскошведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения
Сибири.
Культура в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с
Западной Европой. Образование. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы.
Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в.
Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Всеобщая история. 8 класс (26 ч).
Тема 1. Эпоха просвещения. Время преобразований (12 ч.)
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Английские колонии в Америке. Война за
независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция
1787 г.
Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические
группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.-П. Марат. Свержение монархии.
Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория.
Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции,
ее влияние на страны Европы.
Тема 2. Становление индустриального общества(7ч.)
Человек в новую эпоху.Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его
особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества.
Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Оформление консервативных,
либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация
и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной
культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа.
Деятели культуры: жизнь и творчество.
Тема 3. Строительство новой Европы (7 ч).
Франция в период консульства и империи. Наполеоновские войны. Поход в Россию.
Крушение империи Наполеона. Освобождение европейских государств. Франция: экономическая
жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Венский конгресс. Священный
союз.
Англия в первой половине XIX века. Викторианская эпоха: «мастерская мира», рабочее
движение, внутренняя и внешняя политика.
История России. 8 класс (42 часа).
Введение (1ч)
У истоков российской модернизации
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Причины и начало Северной войны.Создание флота и
регулярной армии. Преобразования Петра I в государственном управлении и экономике.
Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Основание Петербурга. Установление
абсолютизма. Политика протекционизма и меркантилизма. Подчинение церкви государству.

Табель о рангах. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ
о престолонаследии. Подушная подать.
Внешняя политика Петра I. Северная война. Полтавская битва. Прутский поход.
Провозглашение России империей.
Народные движения первой четверти XVIII века. Астраханское восстание. Восстание под
предводительством К. Булавина. Башкирское восстание.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук.
Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном
искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории
страны.
Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6ч).
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль
гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и
привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав
России казахских земель.
Тема 3. Российская империя при Екатерине II(9ч).
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная
комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству
и городам.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Расцвет крепостничества.
Развитие капиталистического уклада.
Социальные движения второй половины XVIII в. Крестьянская война под предводительством
Е. Пугачева.
Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев. Развитие общественной мысли.
Внешняя политика последней трети XVIII в. Русско – турецкие войны и их значение.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Русское военное искусство: А.В. Суворов,
Ф.Ф. Ушаков., Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой.
Русско – шведская война.
Тема 4. Россия при Павле I(2 ч).
Павел I. Попытки укрепления режима. Основные направления внутренней и внешней
политики.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья,
Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной
Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция.
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII века (11ч).
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские
корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции.
Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф.
Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие
русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и
горожан. Енисейская губерния в XVIIIв..
Всеобщая история.9 класс (26 часов).
Тема 1. Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов
века (7 ч).
Франко –прусская война. Парижская коммуна. Германская империя.Великобритания конца
XIX века. Создание Британской империи.Третья республика во Франции.Италия во второй
половине XIX века.От Австрийской империи к Австро – Венгрии.
Тема 2. Две Америки (3 ч).
США в XIX веке: модернизация и особенности экономического развития. Гражданская война
между Севером и Югом.
Латинская Америка в XIX веке: национально – освободительная борьба народов Латинской
Америки, образование независимых государств.
Тема 3. Традиционные общества Востока в XIX веке: модернизация или потеря
независимости (4 ч).
Япония: модернизация и реформирование, изменения в образе жизни.

Китай: колонизация европейскими государствами. Движение тайпинов. Раздел Китая на
сферы влияния.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества, распад державы Великих
Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания.
Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Тема 4. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 ч).
Политическая карта мира в конце XIX – начале XX вв. Внешнеполитические интересы
ведущих держав и образование военно – политических блоков.
Тема5. Развитие индустриального общества в начале ХХвека(10 ч).
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.Страны Европы и США в
1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция.
Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические
реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и
зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай).
Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э.
Сапата, Ф. Вилья).
История России. 9 класс (42 часа).
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века (9 ч).
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его
окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы
образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины
свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX века. Основные цели и направления
внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его
последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны.
Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д.
В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние
Отечественной войны 1812 г. на I общественную мысль и национальное самосознание. Народная
память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль
России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги
внутренней политики Александра 1.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые
организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное
общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге
(14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Тема 2. Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (9 ч)
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата.
Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос.
Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного
переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория
официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И.
С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники
(К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические
течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный
вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм
защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия
войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская
война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н.
И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники.
Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной
культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм,
классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А.
Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной
музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм,
романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и
др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад
российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Енисейская губерния в XVIII в..
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ.(7 ч).
Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император
Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты
переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской
реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская
реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после
отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное
строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в
социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные,
радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин,
П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества.
Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Тема 4. Россия в 1880—1890-е гг. (7ч).
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III.
Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли
государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.
Экономические и финансовые реформы (Н. X.Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего
законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение
Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях
конца XIX века.
Культура России во второй половине XIX века. Достижения российских ученых, их вклад в
мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие
образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство:
классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н.
Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в
общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и
достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской
культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта.
Досуг горожан. Жизнь деревни.
Тема 5. Россия в начале XX в. (1900-1914 гг.) (10ч).
Российская империя на рубеже веков
и ее место в мире. Территориальная структура
Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная
характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации России в
начале XX века.
Политическое развитие России в начале 20 века. Характеристика политической системы
Российской империи и необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его
политические воззрения. Либеральная программа преобразований. Борьба в высших эшелонах

власти по вопросу о преобразованиях. С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский.
Национальная и конфессиональная политика Николая II. Реализация аграрной реформы в Сибири.
Экономическое развитие России в начале 20 века. Особенности развития экономики в начале
20 века. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал, причины его
проникновения в страну. Российский монополистический капитализм, его специфика, формы,
место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.
Кустарная Россия, удельный вес и производственные формы. Сельское хозяйство, сельская
община.
Социальная структура России в начале XX века. Особенности социальной структуры.
Поместное дворянство, экономическое положение и политическая роль. Неоднородность русской
буржуазии. Специфика «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая
дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная
характеристика пролетариата, особенности труда и быта. Чиновничество. Духовенство,
Интеллигенция.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война. Внешнеполитические приоритеты в
начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива Российского императора
.Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа». Втягивание России в
дальневосточный конфликт. Русско-японская война. Ход военных действий, причины поражения
в войне. Портсмутский мир.
Общественные движения в России начала XX века. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.
Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин, Ю.О.
Мартов. Партия социалистов-революционеров. Чернов. Деятельность боевой организации. Е.
Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние итогов русско-японской войны на
общественно-политическое движение в России.
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. «Зубатовский
социализм», суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции.
Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г.
Создание Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных партий.
Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение
аграрного и национального вопросов, численный состав. Монархические партии и организации.
Черносотенное движение. Итоги революции.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества. Основные
тенденции развития русской культуры. Развитие науки. Русская философия, поиски
общественного идеала. Русская идея. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм.
Футуризм. Акмеизм. Русский авангард. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский
балет. «Русские сезоны» Дягилева. Рождение кинематографа.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием часов, отводимых на освоение

каждой темы
№
п/п

1
2
3
4
5
6

1
2
3

РАЗДЕЛ
История Древнего мира.
5 класс
Введение
Жизнь первобытных людей
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
Повторение
История Средних веков 6 класс
Всеобщая история
Введение «История средних веков: Европа и остальной мир
Становление средневековой Европы
Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Количество
часов
68
1
7
18
21
18
3
68
28
1
5
2

4
5
6
7
8
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Арабы в VI – XI вв.
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и
Центральной Европе.
Католическая церковь в XI-XIII веках.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Германия и Италия в XII-XV веках. Славянские государства и
Византия в XIV-XV веках.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Итоговая контрольная работа по курсу история Средних
веков
ИСТОРИЯ РОССИИ
6 класс
Введение
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Русь в IX – первой половине XII в.
Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь в IX –
первой половине XII в."
Русь в середине XII – начале XIII в.
Повторительно-обобщающий урок по теме " Русь в середине
XII – начале XIII в.."
Русские земли в середине XIII-XIV в.
Повторительно-обобщающий урок по теме " Русские земли в
середине XIII-XIV в "
Русские земли в XIII- первой половине XV в.
Повторительно-обобщающий урок по теме "Русские земли в
XIII- первой половине XV в. "
Формирование единого Русского государства.
Повторительно-обобщающий урок. Россия с древнейших
времен до н. XVI в.

2
4
2
6
3
2
1

40
1
6
8
1
5
1
5
1
4
1
6
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием часов, отводимых на освоение

каждой темы
История России. Всеобщая история – 7 класс (68 часов)
№

РАЗДЕЛ

I. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

КОЛИЧ
ЕСТВО
ЧАСОВ
24

16

5

ВЕЛИКИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ОТКРЫТИЯ.
ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ
Обобщение: «Мир вначале Новой истории»
Раздел
II.
ПЕРВЫЕ
РЕВОЛЮЦИИ
НОВОГО
ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)
Повторительно-обобщающий урок: «Первые революции Нового времени.
Международные отношения»
Контрольная работа по курсу «Новая история XVI-XVII вв.»

6

Обобщение по курсу «Новая история: XVI-XVII вв.»

1

II. РОССИЯ В XVI–XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
1
Введение
2
Тема 1. Создание Московского царства
3
Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание

44
1
11
1

2
3

4

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ВСЕГО:

Московского царства»
Тема 2. Смута в России
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»
Тема 3. «Богатырский век»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»
Тема 4. «Бунташный век»
Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный
век»
Тема 5. Россия на новых рубежах
Обобщение по теме: «Россия на новых рубежах»
Тема 6. В канун великих реформ
Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих
реформ»
Итоговое повторение и обобщение
НРЭО Южный Урал в XVI-XVII вв.
Итоговый урок

1
8

1
1

4
1
4
1
4
1
3
1
5
1
1
4
1
68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием часов, отводимых на освоение

каждой темы
История России. Всеобщая история – 8 класс (68 часов)
№
I.

РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕ
СТВО
ЧАСОВ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – «МИР В XVIII ВЕКЕ»

1

РАЗДЕЛ IV. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

2

Повторительно-обобщающий
преобразований»

3

РАЗДЕЛ V. ТРАДИЦИОННЫЕ
ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

4

Обобщение: «Традиционные
европейской колонизации"

5

РАЗДЕЛ VI. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

2

6

Итоговая контрольная работа по курсу «История Нового времени в XVIII
в.»

1

II.

урок:

«Эпоха

Просвещения.

ОБЩЕСТВА

общества

ВОСТОКА.

Востока.

16

Время

1

НАЧАЛО

3

Начало

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

1
2

РАЗДЕЛ I. Рождение Российской империи.
Повторительно-обобщающий урок «Правление Петра I»

10

3

РАЗДЕЛ II. Россия в 1725-1762 г.г.

10

4

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1725-1762 г.г.»

5

РАЗДЕЛ III. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II.

6

Повторительно-обобщающий
Правление Екатерины II»

7

Итоговое повторение «Россия в конце XVII – XVIII в.в.»

8

НРЭО Южный Урал в XVIII в.

4

9

Повторение

2

ВСЕГО
:

урок

«Просвещенный

18

абсолютизм».

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием часов, отводимых на освоение

каждой темы
История России. Всеобщая история – 9 класс (68 часа)
№
I.
1
2
3
4
5
6
7
8
9

№

РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕ
СТВО
ЧАСОВ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – «МИР В XIX ВЕКЕ»

Европа и Северная Америка в XIX - начале XX в.
Обобщение: "Европа и Северная Америка в XIX - начале XX вв."
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале XX в.
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.
К/р.: " Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны"
Развитие культуры в XIX – начале XX в.
Итоговое тестирование «Развитие культуры в XIX – начале XX в.»
Итоговое обобщение по курсу: " Мир в XIX веке"
Повторение
всего
РАЗДЕЛ

История России: XIX-начало XX века
Введение. XIX столетие – особый этап в истории России.
1
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX
2
века.
Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг.
3
4
Обобщение: "Российская империя в царствование Александра I. 18011825 гг.»
Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг.
5
6
Контрольная работа. Россия в первой половине XIX в.
Начало золотого века русской культуры
7
8
Тестирование «Начало золотого века русской культуры»
Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.
9
10
Обобщение: " Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.»
Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг.
12
13
Повторительно-обобщающий урок « Российская империя в
царствование Александра III. 1881-1894 гг.»
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX
14
века.
15
Контрольная работа. Россия во второй половине XIX в.
Продолжение золотого века русской культуры
16
17
Тестирование «Продолжение золотого века русской культуры»
Россия в конце XIX - начале XX века.
18
19
Повторительно-обобщающий урок. Россия в XIX – начале ХХ в.
20
Контрольная работа. Россия в XIX – начале ХХ в.
ВСЕГО
Общее количество

8
1
4
3
1
3
1
1
2
24

Кол-во
часов
1
2
4
1
7
1
3
1
5
1
3
1
3
1
3
1
4
1
1
44
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».