Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тальская средняя общеобразовательная школа» Утверждена приказом директора школы № 02-04-78 от 31.08.2021г. Рабочая программа учебного курса: Основы безопасности жизнедеятельности Классы:8-9кл 2021год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Личностные результаты: Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции; Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Умение оказывать первую помощь пострадавшим; Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников; Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Содержание тем учебного курса. 8-9 класс Основы комплексной безопасности (15 ч) Пожарная безопасность (3 ч) Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Безопасность на дорогах. (3ч) Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей . Дорожнотранспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах. Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения.Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста. Безопасность на водоемах (2 ч) Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них. Экология и безопасность (2 ч) Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч). Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов. Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения. Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность .Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни. Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!» Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч) Первая помощь при неотложных состояниях (4ч) Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором. Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок. Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении. 9 класс Основы комплексной безопасности (8 ч) Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Угроза военной безопасности России. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (6 ч) Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (2ч) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийноспасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма. Цели и способы осуществления террористической деятельности и террористических актов. Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации (3 ч) Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону. Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости. Здоровье – условие благополучия человека (2 ч) Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность .Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь. Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов. Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг. Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации. Оказание первой помощи (3 ч) Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи. Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ. Планируемые результаты. Планируемые личностные и метапредметные результаты описаны в разделе 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО. 1.2.3. Личностные и 1.2.4.Метапредметные. Предметные результаты обучения 8 класс Выпускник научится Безопасно использовать бытовые приборы; Безопасно использовать средства бытовой химии; Безопасно использовать средства коммуникации; Называть опасные ситуации криминогенного характера. Безопасно использовать ресурсы интернета Оказывать первую помощь при ушибах; Оказывать первую помощь при растяжениях; Оказывать первую помощь при вывихах; Оказывать первую помощь при переломах; Оказывать первую помощь при ожогах; Оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; Оказывать первую помощь при отравлениях; Оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; Оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; Безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; Безопасно вести при попытке мошенничества; Безопасно применять первичные средства пожаротушения; Соблюдать правила безопасности Выпускник получит возможность научиться Использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; Безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; Классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера, Определять состояния оказания неотложной помощи; Анализировать состояние своего здоровья; Классифицировать средства оказания первой помощи; Оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; Применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; Безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; Применять способы самозащиты при попытке мошенничества; Адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; Адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре Безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; Классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде Классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; Адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; Добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; Добывать и очищать воду в автономных условиях; Добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; Подавать сигналы бедствия и отвечать на них; Предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; Характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства дорожного движения пешехода; Соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; Соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; Оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; Готовиться к туристическим походам; 24.Оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; 25.Характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства Безопасно использовать средства индивидуальной защиты; 9 класс Выпускник научится: арактеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; Безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; езопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; Комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; Безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного Выпускник получит возможность научится: Предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; Классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; Классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства Классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; Адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; Классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; Предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; Характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для 2 устройства; Адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; Классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; Оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; Безопасно использовать ресурсы интернета; Анализировать состояние своего здоровья; Определять состояния оказания неотложной помощи; Использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; Классифицировать средства оказания первой помощи; Оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; Извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; Применять способы транспортировки пострадавших Оказывать первую помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. личности, общества и государства; Адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; Планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; Выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; Называть систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Применять правила в оказании первой помощи при поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ. Называть возможные последствия при передозировке в приеме психоактивных веществ. 3 II. Структура курса № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 1 2 Тема (глава) 1) Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях Производственные аварии и катастрофы Пожары и взрывы Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ Аварии с выбросом радиоактивных веществ Гидродинамические аварии Нарушение экологического равновесия 2) Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях Первая медицинская помощь при ранениях 3) Основы здорового образа жизни Физическая культура и закаливание Правила дорожного движения Всего: III. Виды контроля Наименование Самостоятельная Проверочная Диктант Сочинение/Изложение Практическая/лабораторная Тест Защита проекта/ презентация работы Зачет Контрольная 4 Количество 9 5 Количество часов 8-9 класс 24 24 2 2 6 6 4 4 5 5 3 3 4 4 9 9 3 3 1 1 5 5 2 2 1 1 1 1 34 34 Список литературы и оборудования 1) Смирнов А.Т. МОСКВА. «Просвещение» 2007г. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник 8 класс. 2) МОСКВА. «Воениздат» 2003г. Правила поведения и действия населения при авариях и катастрофах и в других экстремальных ситуациях. 3) Поляков В.В., Сербаринов Е.А. МОСКВА. 2002г. Безопасность человека в экстренных ситуациях. Методическое пособие. 4) Сердюкова Г.И. и др. МОСКВА. «Медицина» 2000г. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. 5) МОСКВА. «Медицина» 2000г. Формирование здорового образа жизни молодёжи. 6) МОСКВА. «Воениздат» 2000г. Наставление по физической культуре. 7) Журнал «Гражданская защита». 8) Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. МОСКВА «Просвещение» 2007г. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 8-го класса. 9) Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. МОСКВА. «Дрофа» 2007г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 10) Мишин Б.И. МОСКВА. «Дрофа» 2007г. Основы безопасности жизнедеятельности. Программно-методические материалы. VII. Ключевые термины П.р. – практическая работа С.р. – самостоятельная работа К.р. – контрольная работа Л.р. – лабораторная работа П.И.Р– презентация исследовательской работы ПР– презентация работы Пров.р – проверочная работа 5 6