РП Обществознание 5-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО

обществознанию

основное общее образование
срок реализации программы – 4 года

2021 г
с. Талое

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами формируемыми при изучении содержания курса по общество- знанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского
мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности
для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, направленном на:
Предметные результаты.
формировать у обучающихся личностные
представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
понимать основные принципы жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
приобретать теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формировать основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;) освоить приемы
работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развивать социальный кругозор и формировать познавательный интерес к изучению общественных дисциплин.

Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится
6
7
использовать
характеризовать
знания
о основные
возрастные
биологическом
и периоды жизни человека,
социальном
в особенности подросткового
человеке
для возраста;
характеристики его
природы;

Выпускник получит возможность научиться
выполнять
выполнять несложные
несложные
практические
задания,
практические
основанные на ситуациях,
задания, основанные связанных
с
на
ситуациях, деятельностью человека;
связанных
с
оценивать
деятельностью
последствия
человека;
удовлетворения
мнимых
потребностей,
на
примерах
показывать
опасность удовлетворения
мнимых
потребностей,
угрожающих здоровью;

8
в модельных и реальных
ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами группы потребностей
человека;
приводить примеры основных
видов деятельности человека;

9
выполнять несложные практические задания
по анализу ситуаций, связанных с различными
способами
разрешения
межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения межличностных
конфликтов.

выполнять
несложные
практические задания, основанные
на
ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в
жизни человека и общества;
оценивать
последствия
удовлетворения
мнимых
потребностей,
на
примерах
показывать
опасность
удовлетворения
мнимых
потребностей,
угрожающих
здоровью;

выполнять несложные практические задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни
человека и общества;
оценивать
последствия
удовлетворения
мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью;
использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать
возможные
последствия
позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.

Общество
Выпускник научится
демонстрировать
выполнять несложные
распознавать
на
основе
характеризовать экологический кризис как
на
примерах познавательные
и приведенных данных основные глобальную проблему человечества, раскрывать
взаимосвязь природы практические
задания, типы обществ
причины экологического кризиса;
и
общества, основанные на ситуациях
характеризовать движение от
на основе полученных знаний выбирать в
раскрывать
роль жизнедеятельности
одних форм общественной жизни к предлагаемых
модельных
ситуациях
и

природы в
человека;

жизни человека в разных сферах другим;
оценивать
социальные
общества;
явления с позиций общественного
прогресса;
различать
экономические,
социальные,
политические,
культурные явления и процессы
общественной жизни;
Выпускник получит возможность научится
наблюдать
и
понимать
связи
выявлять
причиннохарактеризовать
общественных явлений и следственные связи общественных
явления и события, характеризовать основные явлений
и
характеризовать
происходящие
в направления
основные
направления
различных
сферах общественного развития;
общественного развития;
общественной
жизни;
Социальные нормы
Выпускник научится
раскрывать роль
раскрывать сущность
раскрывать
сущность
социальных норм как патриотизма,
патриотизма,
гражданственности;
регуляторов
гражданственности;
приводить примеры проявления
общественной жизни приводить
примеры этих качеств из истории и жизни
и
поведения проявления этих качеств из современного общества;
человека;
истории
и
жизни
различать
современного общества;
отдельные
виды
раскрывать сущность
социальных норм;
процесса
социализации
характеризовать личности;
основные
нормы
морали;

осуществлять
на
практике
экологически
рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств
массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать
примерами
опасность
международного терроризма.
выявлять
причинно-следственные
связи
общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.

критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять
их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации
личности;
объяснять
причины
отклоняющегося
поведения;
описывать негативные последствия наиболее
опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться
понимать
использовать
использовать
элементы
использовать
элементы
причинновлияние моральных элементы
причинно- причинно-следственного анализа для следственного анализа для понимания влияния
устоев на развитие следственного анализа для понимания
влияния
моральных моральных устоев на развитие общества и
общества
и понимания
влияния устоев на развитие общества и человека;

человека;

моральных
устоев
развитие
общества
человека;

на человека;
и

Сфера духовной культуры
Выпускник получит возможность научиться
объяснять
находить и извлекать
учитывать
общественные
причины возрастания социальную информацию о потребности
при
выборе
роли
науки
и достижениях и проблемах направления
своей
будущей
образования
в развития
культуры
из профессиональной деятельности;
современном мире;
адаптированных
различать
источников
различного
уровни
общего типа;
образования
в
России;

Выпускник получит возможность научиться
знать процессы
различать
процессы
создания,
создания,
сохранения,
сохранения,
трансляции и усвоения
трансляции
и достижений культуры;
усвоения
достижений
культуры;
Социальная сфера
Выпускник научится
называть
социальную
структуру
в
обществах разного
типа,
характеризовать
основные

оценивать социальную значимость здорового
образа жизни

характеризовать развитие отдельных областей
и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
оценивать роль
науки и образования в
современном обществе;
описывать духовные ценности российского
народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять
необходимость
непрерывного
образования в современных условиях;
раскрывать роль религии в современном
обществе;
характеризовать особенности искусства как
формы духовной культуры.
описывать процессы создания, сохранения,
трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать
основные
направления
развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и
рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и
мода
описывать социальную структуру в обществах
разного
типа,
характеризовать
основные
социальные общности и группы;
объяснять
взаимодействие
социальных
общностей и групп;
характеризовать
ведущие
направления
социальной политики Российского государства;

социальные
общности и группы;
называть
взаимодействие
социальных
общностей и групп;
называть
ведущие
направления
социальной
политики
Российского
государства;
различать
параметры,
определяющие
социальный статус
личности;
приводить
примеры
предписанных
и
достигаемых
статусов;
перечислять
основные
социальные
роли
подростка;
называть
основные функции
семьи в обществе;
раскрывать
основные
роли
членов семьи;
характеризовать
основные слагаемые
здорового
образа
жизни;
осознанно
выбирать
верные
критерии для оценки

выделять
параметры,
определяющие
социальный статус личности;
приводить
примеры
предписанных
и
достигаемых статусов;
описывать
основные
социальные
роли
подростка;
конкретизировать
примерами
процесс
социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения
в современном мире;
объяснять
причины
межнациональных
конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных
примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать
основные
слагаемые
здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
выполнять несложные практические задания
по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов.

безопасных условий
жизни;
Выпускник получит возможность научиться
объяснять
собственную
позицию
по
актуальным
проблемам
молодежи;
выполнять
несложные
практические
задания по анализу
ситуаций, связанных
с
различными
способами
разрешения
семейных
конфликтов;
выражать
собственное
отношение
к
различным способам
разрешения
семейных
конфликтов;
формировать
положительное
отношение
к
необходимости
соблюдать здоровый
образ
жизни;
корректировать
собственное
поведение
в
соответствии
с
требованиями
безопасности

раскрывать
понятия
«равенство»
и
«социальная
справедливость»
с
позиций
историзма;
выражать и обосновывать собственную
позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания
по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к
необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать
собственное
поведение
в
соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
находить
и
извлекать
социальную
информацию
о
государственной
семейной
политике
из
адаптированных
источников
различного типа.

жизнедеятельности;
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится
называть
и
различать
формы
правления,
иллюстрировать их
примерами;
различать
на
конкретных
примерах
демократические и
недемократические
государства;

объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы
правления, иллюстрировать их примерами;
давать
характеристику
формам
государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических
режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные
черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии,
раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия
граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться
осознавать значение гражданской активности
и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
соотносить различные оценки политических
событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится
называть
признаки
государства
раскрывать
достижения
российского народа;
объяснять
и
конкретизировать
примерами
смысл
понятия
«гражданство»;
называть
и

характеризовать государственное устройство
Российской
Федерации,
называть
органы
государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов
государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами
смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами
основные
права
и
свободы
граждан,
гарантированные Конституцией РФ;

иллюстрировать
примерами основные
права и свободы
граждан,
гарантированные
Конституцией РФ;
Выпускник получит возможность научиться
формировать
уважение к правам
других
людей,
выполнять
свои
обязанности
гражданина РФ.

осознавать значение патриотической позиции
в укреплении нашего государства;
характеризовать
конституционные
обязанности гражданина.

аргументированно обосновывать влияние
происходящих в обществе изменений
на
положение России в мире;
использовать
знания
и
умения
для
формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.

Основы российского законодательства
Выпускник научится
характеризовать
систему
российского
законодательства;
раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать
гражданские
правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять
на
примерах
особенности
положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать
права
и
обязанности
супругов, родителей, детей;
характеризовать
особенности
уголовного
права и уголовных правоотношений;
конкретизировать
примерами
виды
преступлений и наказания за них;
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и
обязанности получить образование;
анализировать
несложные
практические

ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать
несложные
практические
ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить,
извлекать
и
осмысливать
информацию правового характера, полученную из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей
с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться
на основе полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка
и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно
содействовать
защите
правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится
объяснять
проблему
ограниченности
экономических
ресурсов;
называть
основных
участников

объяснять
проблему
ограниченности
экономических ресурсов;
различать
основных
участников
экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных
работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
раскрывать
факторы,
влияющие
на

экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и
наемных работников;
раскрывать
рациональное
поведение субъектов
экономической
деятельности;
объяснять
рациональное
поведение субъектов
экономической
деятельности;
характеризовать
экономику
семьи;
анализировать
структуру семейного
бюджета;
объяснять связь
профессионализма и
жизненного успеха.

производительность труда;
характеризовать основные экономические
системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
характеризовать
механизм
рыночного
регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании
рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды
налогов;
характеризовать функции денег и их роль в
экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической
жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные
статистические
данные,
отражающие
экономические явления и процессы;
формулировать
и
аргументировать
собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические
знания
и
личный
опыт;
использовать полученные знания при анализе
фактов поведения участников экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов экономической деятельности;
характеризовать
экономику
семьи;
анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе
фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и
жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться
выполнять
практические
задания, основанные
на
ситуациях,
связанных
с
поведением
производителя
и
потребителя.

анализировать с опорой на полученные знания
несложную
экономическую
информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные
на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций
экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания
познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
грамотно применять полученные знания для
определения
экономически
рационального
поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
сопоставлять
свои
потребности
и
возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.

Содержание тем учебного курса.
6 класс
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (34 час)
Человек и общество (6 час)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического
поведения.
Повторение темы (1 ч)
Духовная культура (4 час)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Повторение темы (1 ч)
Экономика (5 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с
имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный
бюджет. Личный бюджет школьника.
Повторение темы (1 ч)
Социальная сфера (6 час)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни.
Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Повторение темы (1 ч)
Политика и право (8 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Госудаственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что
такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и
преступления.
Повторение темы (1 ч)
7-9 класс
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (102 час)
Общество (8 час)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное,
индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность
международного терроризма.
Человек (10 час)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла
жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной
России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор.
Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли
научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика (22 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады,
ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера (14 час)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные
группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли.
Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак
современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и
коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика
семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Политика и социальное управление (10 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное
самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.
Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ
в предвыборной борьбе.
Право (22 час).
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).
Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения.
Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство
России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ.
Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников
гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения
начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и
освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды
наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися (8ч)
25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической
деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в
них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социальнополитические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение
творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Тематическое планирование курса «Обществознание» 6 кл
№

Название разделов

Кол-во часов

1
Человек и общество
2
Повторение темы
3
Духовная культура
4
Повторение темы
5
Экономика
6
Повторение темы
8
Социальная сфера
9
Повторение темы
10
Политика и право
11
Повторение темы
всего
Тематическое планирование курса «Обществознание» 7 кл

6ч
1ч
4ч
1ч
5ч
1ч
6ч
1ч
8ч
1ч
34 часа

№

Название разделов

Кол-во часов

1
2
3

Общество
Человек
Сфера духовной культуры

2ч
4ч
3ч

4
Экономика
5
Социальная сфера
6
Политика и социальное управление
8
Право
9
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
всего
Тематическое планирование курса «Обществознание» 8кл

7ч
4ч
4ч
6ч
4ч
34 часа

№

Название разделов

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
8
9
10
всего

Общество
Человек
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Политика и социальное управление
Право
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

2ч
5ч
2ч
10 ч
3ч
2ч
6ч
4ч
34 часа

Тематическое планирование курса «Обществознание» 9 кл
№

Название разделов

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
8
9
10
всего

Общество
Человек
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Политика и социальное управление
Право
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

1ч
6ч
3ч
7ч
4ч
2ч
7ч
4ч
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».