РП Родная литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)

основное общее образование
срок реализации программы –5 лет

2021 г
с. Талое
Требования к результатам освоения программы «Родная литература (русская)»
Планируемые результаты опираются на целевые установки и соотносятся с
результатами, прописанными в Примерной основной образовательной программе
основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол № 3/15 от 28.10.2015 г.), Примерной
программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол № 2/18 от 31.01.2018 г.).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования изучение предметной области «Родной язык и родная
литература» должно обеспечивать:
 воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном
языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа.
Предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)»
являются:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного использовать эффективные приемы чтения, аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; соотносить русские народно-поэтические
символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и
литературных сказках, художественной литературе и в произведениях Красноярского
края; сопоставлять и характеризовать общероссийское и региональное своеобразие
крылатых слов и выражений из русского фольклора и фольклора народов Красноярского
края; давать развернутую характеристику языка художественной литературы с учетом
региональных особенностей образов, тем и др.;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Наиболее важными предметными умениями, формируемыми в процессе реализации
программ «Литература» и «Родная литература (русская)», можно назвать следующие:
 для обучающихся 5-6 классов – определять тему и основную мысль
произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики, пересказывать сюжет;
определять основной конфликт, вычленять фабулу;
 для обучающихся 6-7 классов – пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему
персонажей;
 для обучающихся 5-7 классов – находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять

их художественные функции; выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними;
 для обучающихся 7-9 классов – выявлять особенности языка и стиля
писателя; объяснять свое понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений; вести учебные
дискуссии;
 для обучающихся 5-9 классов (в каждом классе – на своем уровне) –
определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и
осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться
основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе –
умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;представлять
развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение
к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты; ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;
 для обучающихся 8-9 классов – выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к
анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров.
Виды и формы контроля: письменный ответ на вопрос, выразительное чтение (чтение
наизусть и с листа), сочинения разных жанров (форм), аннотация на книгу, отзыв, проект.
Итоговые занятия курсов проводятся в виде итоговой аттестации.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Первый год обучения. Сибирская природа. Сибиряк на своей земле (17 ч.)
Введение. Знакомство с курсом 5 класса (1 ч.)
Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»:
формируем портфолио. Этап первый: творческое задание «Художник-иллюстратор».
Анализ демонстрационного варианта творческого задания «Художник-иллюстратор»:
«Стрижонок Скрип» – книжка, проиллюстрированная детьми».
Раздел 1. Фольклор Красноярского края (6 ч.)
Легенды, сказки и сказания о сибирской земле.
Легенды о Енисее. «Дочь Байкала Ангара и богатырь Енисей».
Сказки. «Почему олень быстро бегает» (эвенкийская), «Белый медведь и бурый
медведь» (ненецкая).
Пословицы народов Сибири.
Отражение в произведениях УНТ традиций, быта, языка народов, проживающих на
территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
Народный сибирский календарь. Масленица.
Раздел 2. Поэты Красноярского края о родной природе (3 ч.)
Легенда о цветах (в изложении В.П. Астафьева).
И. Д. Рождественский «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы
тундры», «Осень».
З.Я. Яхнин «Цветы подо льдом», «Карликовая березка».
К.Л. Лисовский «Березка»
Н.В. Гайдук «В борах и раздольях»
В.Н. Белкин «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей…», «Весна в тайге»,
«Отчаяннее и грозней…», «Лето».

Б.Д. Туров «Я в лето погружаюсь, как в мечту…», «Светлее дни и радостнее лица…».
Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени
года
Раздел 3. Мир детства (4 ч.)
В.П. Астафьев «Белогрудка»
М.Х. Валеев «Воробышек»
Истории из жизни детворы, раскрывающие их особый взгляд на мир, психологию,
отношения.
Раздел 4. Сибиряк на своей земле (2 ч.)
Н.И. Волокитин «Светка – синяя беретка».
Изображение детского характера. Утверждение идеи человеческого великодушия
Итоговое занятие (1 ч.)
Конференция. Защита проектов «Художник-иллюстратор»
Второй год обучения. Сибирская семья (17 ч.)
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом 6 класса.
Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»:
формируем портфолио.
Этап второй: творческое задание «Письмо литературному герою»
Раздел 1. Мы часть природы (5ч.)
Р. Х. Солнцев «Воробьи», «Дядя Сеня», «Бродим по лесу, толпа пересмешников»
Человек и природа, их родство. Тревога поэта об утрате человеком чувства
родственной связи с природой.
Б.М. Петров «Формула белого гриба».
Поэтика описаний осеннего леса, выразительность пейзажных зарисовок. Этический
смысл понятия «грибная охота». Прием контраста как средство раскрытия характеров
героев.
Б.М. Петров «Лерка-манерка».
Традиционность темы дружбы человека с собакой. Ответственность за воспитание
охотничьей собаки. Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм
финала повести. Проблема «вины и ответственности» в рассказе.
Раздел 2. Законы доброты (5 ч.)
В.П. Астафьев «Ангел-хранитель» (из повести «Последний поклон»).
Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора
в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты,
взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.
И.И. Пантелеев «Голубые звезды».
И.И. Пантелеев – мастер лирического повествования. Николка – главный герой
рассказа, его друзья и враги. Отношение мальчика к миру природы, ее защитникам и
расхитителям. Отец Николки, его сила и слабость. Понятие о
Сибирском характере. Любовь мальчика к отцу, отвага и мужество в сопротивлении
обстоятельствам жизни. Смысл названия рассказа.
Р.А. Карапетьян «Проценты». Рассказ из цикла «Савушкин и математика».
Короткий рассказ о большой любви.
Раздел 3. Братья наши меньшие (5 ч.)
Е.А. Крутовская «Были и сказки заповедного леса» Рассказ «Дикси», сказка-быль
«Просто “так”».
Е.А. Крутовская – ученый-орнитолог, создатель Живого уголка в красноярском
заповеднике «Столбы», художник и писатель.
Герои рассказов – питомцы Живого уголка в заповеднике «Столбы».
Н.С. Устинович «Ради жизни», «Вороны», «Лебединая дружба», «Друзья», «Утки»,
«Бескрылый», «Волк», «Цена жизни».
Н.С. Устинович – тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса. Тема красоты земли,
изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии.
Человек и природа, их неразрывная связь. Драматизм во взаимоотношениях человека и

природы. Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго
отношения к природе.
Итоговое занятие (1 ч.)
Конференция.
Защита проектов «Письмо литературному герою (для всех)»,
«Художникиллюстратор» (по желанию).
Третий год обучения. Мастера и умельцы родной земли (17 ч.)
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом 7 класса.
Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»:
формируем портфолио.
Этап третий: творческое задание «Отзыв о книге».
Раздел 1.История и люди края. Человек и его дело(11 ч.)
И.Д. Рождественский «Мой край», «Саяны», «Сибиряки», «Снежница», «Север».
В.Н. Белкин «Начало», «Таежная улица», «Два города в судьбе моей…», «Дивногорск
– 1961», «Каменные кони», «В потоке железного гула».
Радость созидания и тревога за завтрашний день природы.
А.И. Щербаков «Душа мастера», «Коси, коса, пока роса…».
Человек и его дело. Талант и мастерство русского человека. Светлая душа
деревенского человека.
Н.П. Кончаловская «Дар бесценный» (главы «Черемуха», «Первые рисунки»).
О жизни и творчестве В.И. Сурикова рассказывает его внучка. В художественной
прозе воплощен внутренний и внешний образ великого живописца. Показан процесс
рождения картины, а также жизнь и быт художника.
Р.А. Карапетьян «Памятник Поздееву»
Миниатюра о художнике А.Г. Поздееве, в которой о серьезном говорится
с мягким юмором. И сам художник, и его произведения удивительным образом
воздействуют на людей, способных открыто, непосредственно, всей душой воспринимать
искусство.
Раздел 2. Портреты тружеников земли. Трагедия и поэзия народной жизни (3 ч.)
В.П. Астафьев «Ода русскому огороду».
Человек – род – память. Тема памяти: воспоминания о детстве как источник душевных
сил. Образ земли-кормилицы. Портреты тружеников земли. Обретения и утраты на
жизненном пути. Обретение героем чувства родства с миром. Трагедия и поэзия народной
жизни.
Итоговое занятие (2 ч.)
Конференция.
Защита проектов «Отзыв о книге» (для всех), «Письмо литературному герою (по
желанию)», «Художник-иллюстратор» (по желанию).
Четвертый год обучения. Этика сибиряка (17 ч.)
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом 8 класса.
Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»:
формируем портфолио.
Этап четвертый: творческое задание «Интервью с писателем. Десять вопросов о
литературе и жизни».
Раздел 1. Жизнь сибирской деревни (5 ч.)
В.П. Астафьев «Бабушкин праздник», «Мальчик в белой рубахе», «Над древним
покоем».
Жизнь сибирской деревни. Образ женщины – хранительницы семейного очага. Память
как духовная опора в жизни человека
Раздел 2.Тема Дома (3 ч.)
И.И. Пантелеев «Чужой».
Тема Дома в повести. Судьба Леньки Сизова. Одиночество среди людей. Сила и
слабость детской души.
Раздел 3. Вечные ценности (4 ч.)

Э. И. Русаков «Часики и эскимо».
Сложность и противоречивость человеческих чувств. Облагораживающая сила любви.
Любовь – чувство, проверяющее человека, обнаруживающее в нем качества, о которых он
сам не подозревал.
В.П. Астафьев «Затеси»: «Мелодия Чайковского», «Гимн жизни».
Исцеляющая сила искусства.
Н.Н. Еремин «Тайна творчества – жизни тайна…», «Учитель» «Женское сердце»,
«Стихи о попугае», «Мы не умеем слушать стариков…»
В.Н. Белкин «Сочинение», «Сначала было слово».
Н.В. Гайдук «Отзвук и отблеск прекрасного прошлого…»
А.И. Третьяков «В Михайловском снега так много…».
А.И. Щербаков «Последняя просьба»
Поэтическим языком о творчестве, любви, дружбе. Пушкинские мотивы в
стихотворениях сибирских поэтов.
Раздел 4. Человек на войне (2 ч.)
Г.К. Суворов «Еще на зорях черный дым клубится…», «Есть в русском офицере
обаянье…», «Хоть день один, хоть миг один…», «Мы тоскуем и скорбим…».
А.И. Щербаков «Иван-чай», «День Победы».
В.П. Астафьев «Макаронина», «Рукою согретый хлеб».
еспощадная реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу,
взаимопомощь и взаимовыручка
Итоговое занятие (2 ч.)
Конференция.
Защита проектов «Интервью с писателем. Десять вопросов о литературе и жизни»
(для всех), «Отзыв о книге» (по желанию), «Письмо литературному герою (по желанию)»,
«Художник-иллюстратор» (по желанию)
Пятый год обучения. Человек – род – память (17 ч.)
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом 9 класса.
Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»:
формируем портфолио.
Этап пятый: творческое задание. Эссе «Моя любимая книга»
Раздел 1.Малая Родина (4 ч.)
А.Н. Немтушкин. Стихотворения: «Мой аркан забыл оленьи рога», «Мой край родной!
Мне не забыть о том…», «Удаляется детство куда-то…», «Догнала старость деда…».
Повесть «Мне снятся небесные олени».
Проблема изучения и сохранения культуры малых народов Красноярского края. Тема
малой родины, отчего дома в повести. Бытовая культура эвенков, их традиции и уклад
жизни. Мифы, предания, сказки, легенды эвенкийского эпоса. Природа как живая стихия.
А.И.
Щербаков
«Плач
по
Черному
Тому».
Идея солидарности, объединения людей в одно целое на основе взаимопонимания,
единства интересов. Юмор, ирония в рассказе.
Раздел 2. Историческая память (2 ч.)
Ж.П. Трошев «Словом и примером», глава «Узник тюрьмы без стен и решеток».
Ж. П. Трошев – красноярский писатель, очеркист, краевед. Книга о декабристах,
сосланных в Енисейскую губернию. Бытовые отношения декабристов и сибиряков:
взаимоотношения Федора Шаховского с жителями Туруханска, с губернатором
Степановым.
Раздел 3. Быть человеком (4 ч.)
В.П. Астафьев «И милосердия…», «Хвостик», «Слезы тигра».
Р.Х. Солнцев «Так ли живу, как надо?», «Женщина плачет в вагонном окне…», «Я
вспоминаю темный лог…», «Недвижен лес в блестящей паутине…».
З.Я. Яхнин. «Я нажил себе сто рублей…», «Не гневайтесь…», «Страна Свояси»,
«Стихи – всегда открытое письмо…»
Доверительный разговор с читателем о жизни, единстве человека и природы, любви,
вечных человеческих ценностях.

Раздел 4.Время настоящее и будущее(4 ч.)
П.А. Веселовский «Утюшок», «Кися»
Научная и философская фантастика как один из методов художественного
исследования действительности. «Фантастический реализм»: новые технологии, контакты
с инопланетными цивилизациями, необычные существа, неизвестные реальной биологии.
Проверка реальных ценностей жизни остротой нереальных обстоятельств
Итоговое занятие (2 ч.)
Конференция.
Защита проекта «Слово родного края». Портфолио: эссе «Моя любимая книга» (для
всех); «Интервью с писателем. Десять вопросов о литературе и жизни», отзыв о книге,
«Письмо литературному герою», «Художник-иллюстратор» (по выбору).
Тематическое планирование курса «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 5-9
классы
№
Название разделов
Кол-во часов
5 класс
17
1.
Введение. Знакомство с курсом 5 класса
1
2.
Фольклор Красноярского края
6
3.
Поэты Красноярского края о родной природе
3
4.
Мир детства
4
5.
Сибиряк на своей земле
2
6.
Итоговое занятие
1
ИТОГО
17 ч
6 класс
17
1.
Введение
1
2.
Мы часть природы
5
3.
Законы доброты
5
4.
Братья наши меньшие
5
5.
Итоговое занятие
1
ИТОГО
17 ч
7класс
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение
История и люди края. Человек и его дело
Портреты тружеников земли. Трагедия и поэзия народной
жизни
Итоговое занятие
ИТОГО
8 класс
Введение
Жизнь сибирской деревни
Тема Дома
Вечные ценности
Человек на войне
Итоговое занятие
ИТОГО
9класс
Введение
Малая Родина
Историческая память
Быть человеком
Время настоящее и будущее
Итоговое занятие
ИТОГО

17
1
11
3
2
17 ч
1
5
3
4
2
2
17 ч
1
4
2
4
4
2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».