Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тальская средняя общеобразовательная школа Утверждена приказом директора школы № 02-04-78 от 31.08.2021г Рабочая программа по курсу технологии для 5 -9 классов 2021г Результаты освоения курса «Технология» Обучение в основной школе является второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; согласование и координация совместной познавательно -трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; соблюдение норм и правил безопасности познавательно –трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владения кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности. В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. Содержание учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии. Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТинструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии. Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Культура потребления: выбор продукта / услуги. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов. Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы. Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательного й организации). Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства). Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве». Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)1. 1 Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по выбору. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий. Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса. Тематическое планирование 5 класс № Темы урока Количество часов Технология обработки древесины.(14) Технология обработки металла. Элементы машиноведения.(13) Культура дома.(7) По завершении учебного года обучающийся: характеризует рекламу как средство формирования потребностей; характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса; называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий; разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями; объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты; составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту; осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; осуществляет выбор товара в модельной ситуации; осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; конструирует модель по заданному прототипу; осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки); получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы; получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели; получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму; получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Тематическое планирование 6 класс № Темы урока Количество часов Технология обработки древесины.(14) Технология обработки металла. Элементы машиноведения.(13) Культура дома.(5) Информационные технологии(2) По завершении учебного года обучающийся: называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания; описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры; оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека; проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы; проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта; читает элементарные чертежи и эскизы; выполняет эскизы механизмов, интерьера; освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности); применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем; строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме; получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ; получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи); получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Тематическое планирование 7кл № Наименование раздела, темы урока Количество часов Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 часов) 1 Вводное занятие. Т. 1 2 Пр/р по теме: Технологические и декоративные свойства древесины 1 3 Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины 1 4 Пр.р по теме: Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины 1 5 Угловые, серединные и ящичные шиповые 1 соединения, их элементы и конструктивные особенности 6 Угловые, серединные и ящичные шиповые 1 соединения, их элементы и конструктивные особенности. Т. 7 Графическое изображение соединений деталей на чертежах 1 8 Пр.р по теме: Графическое изображение соединений деталей на чертежах 1 9 Общие сведения о сборочных чертежах 1 10 Общие сведения о сборочных чертежах. С.р 1 11 Спецификация составных частей и материалов 1 12 Спецификация составных частей и материалов. Т. 1 13 Правила чтения сборочных чертежей. Т. 1 14 Пр.р по теме: Правила чтения сборочных чертежей 1 15 Правила чтения сборочных чертежей из древесины и древесных материалов. 1 16 К.р по теме: Правила чтения сборочных чертежей из древесины и древесных 1 материалов. Технологии изготовления изделий с использованием точечных деталей (16 часов) 17 Металлы и сплавы, их механические свойства 1 18 Металлы и сплавы, их механические свойства. Т. 1 19 Пр.р по теме: Токарно-винторезный станок ТВ-7: устройство, назначение, 1 приемы работы 20 Токарно-винторезный станок ТВ-7: устройство, назначение, приемы 1 работы. Т. 21 Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке ТВ- 1 7.С.р 22 Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке ТВ-7 1 .Т. 23 Инструменты 1 и приспособления для работы на токарном станке ТВ-7 24 Пр.р по теме: Инструменты 1 и приспособления для работы на токарном станке ТВ-7 25 Виды соединений и их классификация 1 26 Виды соединений и их классификация. Т. 1 27 Графическое изображение резьбовых соединений 1 28 Пр.р по теме: Графическое изображение резьбовых соединений 1 29 Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и 1 в отверстиях 30 Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и 1 в отверстиях 31 Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. 1 32 Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмас. С.р 1 Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 часа) 33 Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах 1 34 Пр.р по теме: Условные обозначения элементов автоматических устройств 1 на схемах 35 Механические 1 автоматические устройства температуры и уровня воды 36 К.р по теме: Механические 1 автоматические устройства температуры и уровня воды Устройства с элементами автоматики (7 часов) 37 Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических 1 предохранителей.Т. 38 Способы определения расхода и стоимости электрической энергии 1 39 Способы определения расхода и стоимости электрической энергии С.р 1 40 Понятие об автоматическом контроле и регулировании 1 41 Пр.р по теме:Понятие об автоматическом контроле и регулировании 1 42 Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием 1 электротехнических и электронных устройств 43 Пр.р по теме:Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и 1 обслуживанием электротехнических и электронных устройств Эстетика и экология жилища (4 часа) 44 Понятие об экологии жилища.Т. 1 45 Экономика домашнего хозяйства.С.р 1 46 Экономика домашнего хозяйства 1 47 К.р по теме: Экономика домашнего хозяйства 1 Творческая, проектная деятельность (21 час) 48 Эвристические методы поиска новых решений 1 49 Пр.р по теме:Эвристические методы поиска новых решений 1 50 Выбор тем проектов 1 51 Выбор тем проектов С.р 1 52 История проекта 1 53 История проекта 1 54 Альтернативные варианты проекта 1 55 Альтернативные варианты проекта.С.р 1 56 Выбор инструмента, оборудования и материалов 1 57 Пр.р по теме:Выбор инструмента, оборудования и материалов 1 58 Конструкторская и технологическая документация проекта. С.р 1 59 Правила техники безопасности при выполнении работ. 1 60-63 Изготовление изделия. 4 64-67 Пр/р «Изготовление деталей, подгонка и сборка отдельных деталей изделия; 2 отделка изделия» 68 Экономическое и экологическое обоснование проекта 1 По завершении учебного года обучающийся: называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания; называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий; характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии; объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю; объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы; осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи; осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей; выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации); конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов; следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта; получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки; получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования; получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). Тематическое планирование 8кл № Наименование раздела, темы урока Сложные механизмы (4 часа) 1 Вводное занятие. Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Т. 2 Пр.р по теме:Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Проект-исследование «Элементы подвижного звена кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов» Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (26часов) 3 Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных Промыслов России. С.р 4 Основной принцип художественно-прикладного конструирования 5 Эстетические и эргономические требования к изделию 6 Учет технологии изготовления изделия и свойств материала.С.р Основные средства художественной выразительности 7 Пр.р по теме:Виды поделочных материалов и их свойства 8 Виды и правила построения 9 орнаментов 10 Художественная обработка металла (тиснение по фольге) 11 Художественная обработка металла (ажурная скульптура) Т. 12 Художественная обработка металла (басма) 13 Художественная обработка металла (пропильной металл) 14 Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке) С.р 15 Художественная обработка изделий из древесины (резьба по дереву) 16 Художественное точение изделий из древесины. Проект «Орнамент и искусство народов мира: построение и виды» Т. Электропривод(6 часа) 17 Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте 18 Потребители электроэнергии 19 Пр.р по теме:Профессии, связанные с производством, эк-сплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов(8часа) 20 Источники семейных доходов и бюджет семьи Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 21 К.р по теме:Потребительские качества товаров и услуг 22 Правила поведения при совершении покупки 23 Права потребителя и их защита Т. Ремонтно-отделочные работы в доме(8 часа) 24 Виды ремонтно-отделочных работ 25 Назначение и виды обоев 26 Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. С.р 27 Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации(8часа) 28 Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации Т. 29 Устройство водоразборных кранов и вентилей 30 Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках 31 Пр.р по теме: Профессии, связанные с выполнением санитарнотехнических или ремонтно-отделочных работ Сферы производства и разделение труда(4 часа) 32 Сферы и отрасли современного производства 33 Понятие о профессии, специальности и квалификации работника Профессиональное образование и профессиональная карьера(42 часа) 34 Роль профессии в жизни человека.Т. всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 68 По завершении учебного года обучающийся: называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами; характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития; называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта; называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания; характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития; перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации; характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации); объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий; разъясняет функции модели и принципы моделирования; создает модель, адекватную практической задаче; отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям; составляет рацион питания, адекватный ситуации; планирует продвижение продукта; регламентирует заданный процесс в заданной форме; проводит оценку и испытание полученного продукта; описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания; получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач; получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства; получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населенного пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения; получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков; получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу; получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку; получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами. получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб, получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации специализированного проекта. Учебно-методический комплект: Леонтьев, А. В. Технология. 5-8- класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова ; под ред. И. А. Сасовой. - М. :Вентана-Граф, 2008. 160 с: ил. Дополнительная литература: 1. Богатырев, А. Н. Электрорадиотехника : учебник для 8-9 кл. общеобразователь¬ных учреждений / А. Н. Богатырев. - М. : Просвещение, 1996. 2. Галагузов, М. А. Первые шаги в электротехнику : книга для учащихся 4-7 кл. / М. А. Га-лагузов, Д. М. Комский. — М. : Просвещение, 2002 3. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 2002 4. Колесникова, О. А. Выбери профессию / О. А. Колесникова, Т. И. Полосина, А. М. До-нецкий. Жуковский : ПК «Сервис», 2002. 5. Коноплева, Н. П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Конопле-ва. -М.: Просвещение, 2005 6. Лебедев, М. М. Справочник молодого штукатура / М. М. Лебедев, М. Лебедева. -М.: Высшая школа, 1984. 7. Леонтьев, А. В. Технология предпринимательства 8 кл. : учебник для общеобразо-вательных учеб.заведений / А. В. Леонтьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. 8. Поляков, В. А. Практикум по электротехнике : учеб.пособие для учащихся 9, 10 кл. / В. А. Поляков. -М. : Просвещение, 1974. 9. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8-11 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2000. 10. Шепелев, А. М. Ремонт квартиры своими руками / А. М. Шепелев. - М. : Москов¬ский рабочий, 1987. 11. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации : ме-тодические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. - Волго-град : Перемена, 2002