РП Физика 5-9

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тальская средняя общеобразовательная школа

Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ

Класс 7-9

2021г

Планируемые личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга
перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризациягуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия
в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами,
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей
в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,

ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
1.2.3.1. Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Таким образом, в качестве планируемых метапредметных
результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять
алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
(под-идеи);
 выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать па информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно- следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст

non-fiction1);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
11.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями

коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные УУД
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
13. Развитая мотивация к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых
измерений в этом случае не требуется.
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,
радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;

 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины
и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление
изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их
объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических
явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения,
адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя
ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную
ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность
вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона
и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного

тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины
(путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,
закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и
при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение),
агрегатные состояния вещества,поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения
атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и
твердых тел;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и

гидроэлектростанций;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие
зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на
движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу,
электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление
света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока,
ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления
припоследовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки

доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,
α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число,
зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
7

класс
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе Явления природы. Физические явления: механические, тепловые,
электрические, магнитные, световые, звуковые
Физические величины Измерение физических величин Физические приборы Погрешность
измерений Международная система единиц
Как физика и другие естественные науки изучают природу Естественно­научный метод познания:
наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке
гипотез, объяснение наблюдаемого явления Описание физических явлений с помощью моделей
Демонстрации
1 Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления
2 Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором
Лабораторные работы и опыты2
1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора
2 Измерение расстояний
3 Измерение объёма жидкости и твёрдого тела 4 Определение размеров малых тел
5 Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры
6 Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного
горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры Опыты, доказывающие дискретное строение

вещества
Движение частиц вещества Связь скорости движения частиц с температурой Броуновское движение,
диффузия Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел
Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атом­
номолекулярным строением Особенности агрегатных состоя­ний воды
Демонстрации
1 Наблюдение броуновского движения 2 Наблюдение диффузии
3 Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением илиотталкиванием частиц вещества
Лабораторные работы и опыты
1 Оценка диаметра атома методом рядов (с использованиемфотографий)
2 Опыты по наблюдению теплового расширения газов
3 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
Механическое движение Равномерное и неравномерное движение Скорость Средняя скорость при
неравномерном движении Расчёт пути и времени движения
Явление инерции Закон инерции Взаимодействие тел как причина изменения скорости
движения тел Масса как мера инертности тела Плотность вещества Связь плотности с
количеством молекул в единице объёма вещества
Сила как характеристика взаимодействия тел Сила упругости и закон Гука Измерение силы с
помощью динамометра Явление тяготения и сила тяжести Сила тяжести на других планетах
(МС) Вес тела Невесомость Сложение сил, направленных по одной прямой Равнодействующая
сил Сила трения Трение скольжения и трение покоя Трение в природе и технике (МС)
Демонстрации
1 Наблюдение механического движения тела
2 Измерение скорости прямолинейного движения 3 Наблюдение явления инерции
4 Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел 5 Сравнение масс по взаимодействию
тел
6 Сложение сил, направленных по одной прямой
Лабораторные работы и опыты
1 Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического
автомобиля и т п )
2 Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости
3 Определение плотности твёрдого тела
4 Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (де­ формации) пружины от приложенной
силы
5 Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера
соприкасающихся поверхностей
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление Способы уменьшения и увеличения давления Давление газа Зависимость давления газа от
объёма, температуры Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами Закон Паскаля
Пневматические машины Зависимость давления жидкости от глубины Гидростатический
парадокс Сообщающиеся сосуды Гидравлические механизмы
Атмосфера Земли и атмосферное давление Причины существования воздушной оболочки
Земли Опыт Торричелли Измерение атмосферного давления Зависимость атмосферного
давления от высоты над уровнем моря Приборы для измерения атмосферного давления
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело Выталкивающая (архимедова) сила Закон
Архимеда Плавание тел Воздухоплавание
Демонстрации
1 Зависимость давления газа от температуры 2 Передача давления жидкостью и
газом
3 Сообщающиеся сосуды 4 Гидравлический пресс
5 Проявление действия атмосферного давления
6 Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённойчасти тела и плотности жидкости
7 Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости
8 Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения

плотностей тела и жидкости
Лабораторные работы и опыты
1 Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела
2 Определение выталкивающей силы, действующей на тело,погружённое в жидкость
3 Проверка независимости выталкивающей силы, действую­ щей на тело в жидкости, от массы тела
4 Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в
жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости
5 Конструирование ареометра или конструирование лодкии определение её грузоподъёмности
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа Мощность
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость Правило равновесия рычага
Применение правила равновесия рычага к блоку «Золотое правило» механики КПД простых
механизмов Простые механизмы в быту и технике
Механическая энергия Кинетическая и потенциальная энергия Превращение одного вида
механической энергии в другой Закон сохранения энергии в механике
Демонстрации
1 Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1 Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности
2 Исследование условий равновесия рычага 3 Измерение КПД наклонной
плоскости
4 Изучение закона сохранения механической энергии
8

класс
Раздел 6. Тепловые явления
Основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества Масса и размеры
атомов и молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно­кинетической
теории
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморфные
тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений
молекулярно­кинетической теории Смачивание и капиллярные явления Тепловое расширение и
сжатие
Температура Связь температуры со скоростью теплового движения частиц
Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение
работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
Количество теплоты Удельная теплоёмкость вещества Теплообмен и тепловое равновесие
Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ Удельная
теплота плавления Парообразование и конденсация Испарение (МС) Кипение Удельная теплота
парообразования Зависимость температуры кипения от атмосферного давления
Влажность воздуха
Энергия топлива Удельная теплота сгорания
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и
защита окружающей среды (МС)
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых про­цессах (МС)
Демонстрации
1 Наблюдение броуновского движения 2 Наблюдение диффузии
3 Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений
4 Наблюдение теплового расширения тел
5 Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении
6 Правила измерения температуры 7 Виды теплопередачи
8 Охлаждение при совершении работы
9 Нагревание при совершении работы внешними силами 10 Сравнение теплоёмкостей
различных веществ
11 Наблюдение кипения
12 Наблюдение постоянства температуры при плавлении 13 Модели тепловых двигателей
Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при­тяжения
2 Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли илисахара
3 Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жид­костей и твёрдых тел
4 Определение давления воздуха в баллоне шприца
5 Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или
охлаждения
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от
температуры
7 Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних
сил
8 Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
9 Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром
10 Определение удельной теплоёмкости вещества 11 Исследование процесса испарения
12 Определение относительной влажности воздуха 13 Определение удельной теплоты
плавления льда
Раздел 7. Электрические и магнитные явления
Электризация тел Два рода электрических зарядов Взаимодействие заряженных тел Закон Кулона
(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между
телами)
Электрическое поле Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электрических
полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд Строение атома
Проводники и диэлектрики Закон сохранения электрического заряда
Электрический ток Условия существования электрического тока Источники постоянного тока
Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток в
жидкостях и газах
Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника Удельное
сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и параллельное соединение
проводников
Работа и мощность электрического тока Закон Джоуля— Ленца Электрические цепи и
потребители электрической энергии в быту Короткое замыкание
Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле Магнитное поле
Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле электрического тока
Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с током
Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в технических
устройствах и на транспорте
Опыты Фарадея Явление электромагнитной индукции Правило Ленца Электрогенератор Способы
получения электрической энергии Электростанции на возобновляемых источникахэнергии
Демонстрации
1 Электризация тел
2 Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженныхтел
3 Устройство и действие электроскопа 4 Электростатическая индукция
5 Закон сохранения электрических зарядов 6 Проводники и диэлектрики
7 Моделирование силовых линий электрического поля8 Источники постоянного тока
9 Действия электрического тока 10 Электрический ток в жидкости 11
Газовый разряд
12 Измерение силы тока амперметром
13 Измерение электрического напряжения вольтметром 14 Реостат и магазин сопротивлений
15 Взаимодействие постоянных магнитов
16 Моделирование невозможности разделения полюсов магнита
17 Моделирование магнитных полей постоянных магнитов 18 Опыт Эрстеда
19 Магнитное поле тока Электромагнит
20 Действие магнитного поля на проводник с током 21 Электродвигатель постоянного
тока
22 Исследование явления электромагнитной индукции. 23 Опыты Фарадея

24 Зависимость направления индукционного тока от условийего возникновения
25 Электрогенератор постоянного тока
Лабораторные работы и опыты
1 Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и присоприкосновении
2 Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
3 Сборка и проверка работы электрической цепи постоянноготока
4 Измерение и регулирование силы тока
5 Измерение и регулирование напряжения
6 Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и
напряжения на резисторе
7 Опыты, демонстрирующие зависимость электрического со­ противления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала
8 Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов
9 Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
10 Определение работы электрического тока, идущего черезрезистор
11 Определение мощности электрического тока, выделяемойна резисторе
12 Исследование зависимости силы тока, идущего через лам­почку, от напряжения на ней
13 Определение КПД нагревателя
14 Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
15 Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении
16 Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
17 Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от
силы тока и направления тока в катушке
18 Изучение действия магнитного поля на проводник с током 19 Конструирование и изучение
работы электродвигателя
20 Измерение КПД электродвигательной установки
21 Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений
значения и направления индукционного тока
9 класс
Раздел 8. Механические явления
Механическое движение Материальная точка Система от­ счёта Относительность механического
движения Равномерное прямолинейное движение Неравномерное прямолинейное движение
Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении
Ускорение Равноускоренное прямолинейное движение Свободное падение Опыты Галилея
Равномерное движение по окружности Период и частота об­ ращения Линейная и угловая
скорости Центростремительное ускорение
Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Принцип суперпозиции сил
Сила упругости Закон Гука Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды
трения
Сила тяжести и закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения Движение планет
вокруг Солнца (МС) Первая космическая скорость Невесомость и перегрузки
Равновесие материальной точки Абсолютно твёрдое тело Равновесие твёрдого тела с
закреплённой осью вращения Мо­мент силы Центр тяжести
Импульс тела Изменение импульса Импульс силы Закон сохранения импульса Реактивное
движение (МС)
Механическая работа и мощность Работа сил тяжести, упру­ гости, трения Связь энергии и работы
Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли Потенциальная энергия сжатой
пружины Кинетическая энергия Теорема о кинетической энергии Закон сохранения механической
энергии
Демонстрации
1 Наблюдение механического движения тела относительноразных тел отсчёта
2 Сравнение путей и траекторий движения одного и того жетела относительно разных тел отсчёта
3 Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения
4 Исследование признаков равноускоренного движения 5 Наблюдение движения тела по
окружности

6 Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её
равномерном и ускоренномдвижении относительно кабинета физики
7 Зависимость ускорения тела от массы тела и действующейна него силы
8 Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел 9 Изменение веса тела при
ускоренном движении
10 Передача импульса при взаимодействии тел
11 Преобразования энергии при взаимодействии тел
12 Сохранение импульса при неупругом взаимодействии
Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии
14 Наблюдение реактивного движения
15 Сохранение механической энергии при свободном падении 16 Сохранение механической
энергии при движении тела под действием пружины
Лабораторные работы и опыты
1 Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного движения шарика или тележки
2 Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости
3 Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости
4 Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной
скорости
5 Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути
относятся как ряд нечётныхчисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы
6 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
7 Определение коэффициента трения скольжения 8 Определение жёсткости пружины
9 Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности
10 Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и
подвижного блоков
11 Изучение закона сохранения энергии
Раздел 9. Механические колебания и волны
Колебательное движение Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда
Математический и пружинный маятники Превращение энергии при колебательном дви жении
Затухающие колебания Вынужденные колебания Резонанс Механические волны Свойства
механических волн Про­ дольные и поперечные волны Длина волны и скорость её
распространения Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны (МС)
Звук Громкость звука и высота тона Отражение звука Инфразвук и ультразвук
Демонстрации
1 Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжестии силы упругости
2 Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине 3 Наблюдение вынужденных
колебаний и резонанса
4 Распространение продольных и поперечных волн (на моде­ли)
5 Наблюдение зависимости высоты звука от частоты 6 Акустический резонанс
Лабораторные работы и опыты
1 Определение частоты и периода колебаний математического маятника
2 Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
3 Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити
4 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза
5 Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза
6 Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза
и жёсткости пружины
7 Измерение ускорения свободного падения
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Электромагнитное поле Электромагнитные волны Свойства электромагнитных волн Шкала
электромагнитных волн Использование электромагнитных волн для сотовой связи
Электромагнитная природа света Скорость света Волновыесвойства света
Демонстрации
1 Свойства электромагнитных волн 2 Волновые свойства света
Лабораторные работы и опыты
1 Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона

Раздел 11. Световые явления
Лучевая модель света Источники света Прямолинейное распространение света Затмения Солнца и
Луны Отражение света Плоское зеркало Закон отражения света
Преломление света Закон преломления света Полное внутреннее отражение света
Использование полного внутреннегоотражения в оптических световодах
Линза Ход лучей в линзе Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа (МС) Глаз
как оптическая система Близорукость и дальнозоркость
Разложение белого света в спектр Опыты Ньютона Сложение спектральных цветов Дисперсия
света
Демонстрации
1 Прямолинейное распространение света
2 Отражение света
3 Получение изображений в плоском, вогнутом и выпукломзеркалах
4 Преломление света
5 Оптический световод
6 Ход лучей в собирающей линзе
7 Ход лучей в рассеивающей линзе
8 Получение изображений с помощью линз
9 Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа
10 Модель глаза
11 Разложение белого света в спектр
12 Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы и опыты
1 Исследование зависимости угла отражения светового лучаот угла падения
2 Изучение характеристик изображения предмета в плоскомзеркале
3 Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе
«воздух—стекло»
4 Получение изображений с помощью собирающей линзы
5 Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
6 Опыты по разложению белого света в спектр
7 Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдениичерез цветовые фильтры
Раздел 12. Квантовые явления
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома Модель атома Бора Испускание и поглощение
света атомом Кванты Линейчатые спектры
Радиоактивность Альфа­, бета­ и гамма­излучения Строение атомного ядра Нуклонная модель
атомного ядра Изотопы
Радиоактивные превращения Период полураспада атомных ядер
Ядерные реакции Законы сохранения зарядового и массового чисел Энергия связи атомных ядер
Связь массы и энергии Реакции синтеза и деления ядер Источники энергии Солнца извёзд (МС)
Ядерная энергетика Действия радиоактивных излучений на живые организмы (МС)
Демонстрации
1 Спектры излучения и поглощения2 Спектры различных газов
3 Спектр водорода
4 Наблюдение треков в камере Вильсона
5 Работа счётчика ионизирующих излучений
6 Регистрация излучения природных минералов и продуктов
Лабораторные работы и опыты
1 Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения
2 Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям)
3 Измерение радиоактивного фона
Повторительно-обобщающий модуль
Повторительно­обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения
предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики,
а также для подготовки к Основному государственному эк­ замену по физике для обучающихся,
выбравших этот учебныйпредмет
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе

которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов
обучения, формируется естественно­научная грамотность: освоение научных методов исследования
явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя
полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что
учащиеся выполняют задания,в которых им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в
окружающей природе и повседневной жизни;
6 использовать научные методы исследования физических яв­ лений, в том числе для проверки
гипотез и получения теоретических выводов;
6 объяснять научные основы наиболее важных достижений со­ временных технологий, например,
практического использования различных источников энергии на основе закона пре­ вращения и
сохранения всех известных видов энергии Каждая из тем данного раздела включает
экспериментальное
исследование обобщающего характера Раздел завершается проведением диагностической и
оценочной работы за курс основной школы
Общецелевой блок
В результате изучения курса физики выпускники основной школы получат первоначальные
представления о физической картине мира – общее систематизированное знание о физической
сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), о
важнейших видах материи (веществе и поле), о движении как способе существования материи.
Выпускники познакомятся с основными идеями механики, атомно-молекулярным учением о
строении вещества, элементами электродинамики и квантовой физики; овладеют понятийным
аппаратом школьного курса физики (явления и процессы, физические модели, величины,
законы). Изучение основ строения материи и фундаментальных законов физики заложит основу
научного мировоззрения, сформирует представление о системообразующей роли физики для
развития других естественных наук, техники и технологий.
Учащиеся познакомятся с научным методом познания природы и историческим процессом его
создания, узнают об ученых, разработавших способы исследования и объяснения окружающего
мира и его законов. Они научатся применять методы исследования объектов и явлений природы:
наблюдать природные явления и выполнять опыты, проводить простые экспериментальные
исследования с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, смогут
обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, графиков, диаграмм
(в том числе с использованием компьютера), формул; приобретут умения формулировать
проблемы, выдвигать и проверять гипотезы, обнаруживать зависимости между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей прямых измерений. Все это позволит сформировать убежденностьв закономерной
связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности
науки.
Выпускники основной школы приобретут умения применять изученные понятия, величины и
законы для объяснения явлений и процессов, принципов действия механизмов, машин и
технических устройств, смогут осознать необходимость соблюдения правил их безопасного
использования, выступать в роли грамотного потребителя. Они убедятся в необходимости
рационального природопользования, а также разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
Учащиеся овладеют символическим языком физики, выработают умения и навыки решать
задачи с использованием формул, законов, закономерностей; научатся обнаруживать проявление
изученных явлений и законов в практико-ориентированных ситуациях, выбирать физические
модели и проводить несложные оценочные расчеты на основании имеющихся данных.
Выпускники получат возможность выполнять не только стандартные учебно-познавательные и
учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий, но и задания, в
которых нет явного указания на способ их выполнения; задания, требующие выбора одного из
освоенных способов или их комбинации с привлечением знаний из других предметов
(математики, химии, биологии, географии и т. д.) или с опорой на имеющийся жизненный опыт.

Выполняя такого рода задания, учащиеся получат возможность овладеть универсальными
учебными действиями: сравнение, группировка и классификация объектов; действиями анализа,
синтеза и обобщения, установления связей (в том числе – причинно-следственных) и аналогий,
переноса знаний в другую ситуацию. Школьники будут иметь возможность развивать логическое
мышление и речь: умения логически обосновывать суждения, распознавать истинные и ложные
утверждения, использовать различные средства физики для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства.
Выпускники основной школы овладеют приемами работы с информацией физического
содержания, представленной в разной форме, которые осваиваются в процессе систематической
работы с учебником физики и справочными материалами, а также при использовании
разнообразных научно-популярных текстов. Здесь приоритет отдается заданиям на применение
информации, представленной в разной форме (в виде текста, формул или обозначений величин,
графиков зависимости величин, табличных данных, схем, фотографий и др.).
В рамках проектной деятельности учащиеся овладеют различными способами работы с
информацией, умениями находить информацию в соответствующих возрасту электронных
(цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете; грамотно
формулировать запросы, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.
Выпускники приобретут навыки работы с различными средствами ИКТ.
Изучение физики на уровне основного общего образования создаст базу для формирования
интереса к расширению и углублению знаний по предмету, что позволит выпускникам
рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности и сделать осознанный выбор физики как профильного предмета при переходе на
уровень среднего общего образования.
Тематическое планирование
Тематическое планирование курса «Физика» 7-9 классы
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Название разделов
7 класс
Физика и физические методы изучения природы
Первоначальные сведения о строении вещества
Движение и взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Работа и мощность. Энергия
Обобщающее повторение
8 класс
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Обобщающее повторение
9 класс
Механическое движение и способы его описания
Взаимодействие тел
Законы сохранения
Механические колебания
Механические волны.Звук
Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Законы распостранения света
Разложение белого света в спектр
Строение атома и атомного ядра
Ядерные реакции
Повторительно –обобщающие занятия

Кол-во часов

4
7
20
22
12
3/68
22
27
5
10
4/68
13
20
13
7
8
6
6
3
10
7
9/102
238

Учебно-методическое оснащение учебного процесса
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к
урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru
Информационно-коммуникативные средства:
1. Открытая физика 1.1 (СD).
2. Живая физика. Учебно-методический комплект (СD).
3. От плуга до лазера 2.0 (СD).
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7–9 кл.) (СD).
6. 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий (СD).
7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по
физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы» (СD).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».