РП Химия 5-7

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тальская средняя общеобразовательная школа

Утверждена
приказом директора школы
№ 02-04-78 от 31.08.2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО химии
5-9 класс

2021г

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со
«знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ
наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ
наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с
систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные)
умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной
школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем
содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения химии в основной школе являются:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы; готовить себя к осознанному выбору будущей профессии;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами обучения химии в основной школе являются:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов, преобразовывать информацию из одного
вида в другой;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Общими предметными результатами обучения химии в основной школе являются:
осознание роли веществв природе и технике;объяснениекруговорота веществ в
природе и его роль;
рассмотрение химических процессов, приведение примеров химических процессов в
природе;
формулирование общих признаков химических процессов и их различия;

использование химических знаний в быту для объяснения значения веществ в жизни
и хозяйстве человека;
объяснение мира с точки зрения химии: перечисление отличительных свойств
химических веществ; различение основных химических процессов; определение основных
классов неорганических веществ, понимание смысла химических терминов;
овладение основами методами познания, характерными для естественных наук
(наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение), осознание их роли в познании
природы; проведение химических опытов и экспериментов и осознанное объяснение их
результатов;
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по
отношению к человеку и природе, использованиезнаний химии при соблюдении правил
использования бытовых химических препаратов; различение опасных и безопасных
веществ.
Предметные результаты обучения
Класс
Выпускник научится:
8

Основные понятия химии (уровень
атомно-молекулярных представлений)
описывать свойства твёрдых, жидких,
газообразных
веществ,
выделяя
их
существенные признаки;
характеризовать вещества по составу,
строению
и
свойствам,
устанавливать
причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
изображать состав простейших веществ с
помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических
уравнений;
вычислять относительную молекулярную
и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для
оценки их практической значимости;
сравнивать по составу оксиды, основания,
кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по
свойствам, кислоты и соли по составу;
описывать состав, свойства и значение (в
природе
и
практической
деятельности
человека) простых веществ — кислорода и
водорода;
давать сравнительную характеристику
химических
элементов
и
важнейших
соединений естественных семейств щелочных
металлов и галогенов;

Выпускник
получи
возможность научиться:
Основные понятия хими
(уровень атомно-молекулярны
представлений)
грамотно
обращаться
веществами в повседневно
жизни;
осознавать необходимост
соблюдения правил экологическ
безопасного
поведения
окружающей природной среде;
понимать
смысл
необходимость
соблюдени
предписаний, предлагаемых
инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой хими
и др.;
использовать приобретённы
ключевые компетентности пр
выполнении исследовательски
проектов по изучению свойст
способов
получения
распознавания веществ;
развивать коммуникативную
компетентность,
использу
средства устной и письменно
коммуникации при работе
текстами
учебника
дополнительной
литературой
справочными
таблицами
проявлять
готовность
уважению иной точки зрения пр
обсуждении
результато
выполненной работы;
объективно
оцениват

пользоваться
лабораторным
оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты
и наблюдения за изменениями свойств веществ
в процессе их превращений; соблюдать
правила техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и
щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности
при обращении с кислотами и щелочами.

информацию о веществах
химических
процессах
критически
относиться
псевдонаучной
информации
недобросовестной
реклам
касающейся
использовани
различных веществ.

Многообразие химических реакций
объяснять суть химических процессов и их
принципиальное отличие от физических;
называть признаки и условия протекания
химических реакций;
устанавливать
принадлежность
химической реакции к определённому типу по
одному из классификационных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции (реакции соединения,
разложения, замещения и обмена); 2) по
выделению или поглощению теплоты (реакции
экзотермические и эндотермические); 3) по
изменению степеней окисления химических
элементов
(реакции
окислительновосстановительные);
4) по
обратимости
процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость
химических реакций;
называть
факторы,
влияющие
на
смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической
диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций
обмена;
уравнения
окислительновосстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических
реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по
формулам/названиям продуктов реакции;
составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности
(«цепочке») превращений неорганических
веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента
признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
приготовлять растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных

Многообразие химически
реакций
составлять молекулярные
полные ионные уравнения п
сокращённым
ионны
уравнениям;
приводить примеры реакций
подтверждающих существовани
взаимосвязи между основным
классами
неорганически
веществ;
прогнозировать результат
воздействия различных факторо
на
изменение
скорост
химической реакции;
прогнозировать результат
воздействия различных факторо
на
смещение
химическог
равновесия.

9

растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
проводить
качественные
реакции,
подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных катионов и анионов.
Периодический закон и периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Строение вещества
классифицировать химические элементы
на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, и инертные
элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона
Д. И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную
форму периодической системы химических
элементов;
характеризовать состав атомных ядер и
распределение
числа
электронов
по
электронным слоям атомов химических
элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи:
ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
изображать электронно-ионные формулы
веществ, образованных химическими связями
разного вида;
выявлять зависимость свойств веществ от
строения их кристаллических решёток:
ионных,
атомных,
молекулярных,
металлических;
характеризовать химические элементы и
их соединения на основе положения элементов
в периодической системе и особенностей
строения их атомов;
описывать основные этапы открытия
Д. И. Менделеевым периодического закона и
периодической
системы
химических
элементов, жизнь и многообразную научную
деятельность учёного;
характеризовать
научное
и
мировоззренческое значение периодического
закона и периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева;
осознавать
научные
открытия
как
результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и
сомнений.

Периодический закон
периодическая
систем
химических
элементо
Д. И. Менделеева.
Строени
вещества
осознавать
значени
теоретических
знаний
дл
практической
деятельност
человека;
описывать
изученны
объекты как системы, применя
логику системного анализа;
применять
знания
закономерностях периодическо
системы химических элементо
для объяснения и предвидени
свойств конкретных веществ;
развивать информационную
компетентность
посредство
углубления знаний об истори
становления химической науки
её
основных
понятий
периодического
закона
ка
одного из важнейших законо
природы, а также о современны
достижениях науки и техники.

Многообразие веществ
определять
принадлежность
неорганических веществ к одному из
изученных
классов/групп:
металлы
и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их
названиям;
определять
валентность
и
степень
окисления элементов в веществах;
составлять
формулы
неорганических
соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов,
указанным в таблице растворимости кислот,
оснований и солей;
объяснять закономерности изменения
физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших
оксидов, образованных элементами второго и
третьего периодов;
называть общие химические свойства,
характерные для групп оксидов: кислотных,
оснóвных, амфотерных;
называть общие химические свойства,
характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований,
солей;
приводить
примеры
реакций,
подтверждающих
химические
свойства
неорганических веществ: оксидов, кислот,
оснований и солей;
определять
вещество-окислитель
и
вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
составлять
окислительновосстановительный баланс (для изученных
реакций) по предложенным схемам реакций;
проводить
лабораторные
опыты,
подтверждающие
химические
свойства
основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по
получению и собиранию газообразных
веществ: водорода, кислорода, углекислого
газа,
аммиака;
составлять
уравнения
соответствующих реакций.

Многообразие веществ
прогнозировать химически
свойства веществ на основе и
состава и строения;
прогнозировать способност
вещества
проявлят
окислительные
ил
восстановительные свойства
учётом
степеней
окислени
элементов, входящих в ег
состав;
выявлять
существовани
генетической взаимосвязи межд
веществами в ряду: просто
вещество — оксид — гидрокси
— соль;
характеризовать
особы
свойства
концентрированны
серной и азотной кислот;
приводить
пример
уравнений реакций, лежащих
основе промышленных способо
получения
аммиака,
серно
кислоты, чугуна и стали;
описывать физические
химические
процессы
являющиеся частью круговорот
веществ в природе;
организовывать, проводит
ученические
проекты
п
исследованию свойств вещест
имеющих важное практическо
значение.

8класс (68ч)
Введение (5 ч.)
Химия как часть естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и
превращениях. Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, описание,
эксперимент, измерение, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах,
простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от
физических явлений. Хемофилия и хемофобия. Роль химии в жизни человека.
Лабораторные опыты.
Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов..
Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с
фильтровальной бумаги.
Краткие сведения из истории возникновения химии. Период алхимии. Понятие о
философском камне. Химия в ХVI веке, развитие химии на Руси. Роль отечественных
ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова,
Д.И.Менделеева.
Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Язык химии.
Химическая формула, индексы и коэффициенты. Периодическая система как
естественнонаучная классификация химических элементов. Группы и периоды
периодической системы. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица
массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Расчетные задачи.
Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической
формуле.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа №1.«Правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами».
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч.)
Атомы как форма существования химических элементов. Строение атома. Понятие о
составе атома и атомного ядра. Раскрытие взаимосвязи понятий: протон, нейтрон,
массовое число. Доказательства сложного строения атома, опыты Резерфорда.Электроны.
Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Изотопы. Заряд атомного ядра.
Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для
элементов А-групп). Понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов,
причины изменения этих свойств в периодах и группах на основе строения их атомов.
Строение молекул. Виды химической связи. Ионы, образованные атомами неметаллов и
металлов. Ионная химическая связь. Взаимодействие атомов неметаллов между собой,
образование ковалентной связи. Электроотрицательность атомов. Понятие о ковалентной
полярной связи. Схемы образования ковалентной, ионной, металлической связей.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Портреты ученых – химиков.
Лабораторные опыты.
Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества (7 ч.)
Знакомство с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, понятие об
аллотропии. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Положение металлов
и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы: железо,
алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Важнейшие простые вещества-неметаллы:
кислород, водород, азот, сера, фосфор, углерод. Аллотропия неметаллов. Количество
вещества, моль, молярная масса и молярный объем. Кратные единицы количества
вещества (миллимоль и киломоль). Число Авогадро. Взаимосвязь физико-химических
величин: количества вещества, массы и числа частиц.
Расчетные задачи:
Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем газов», «постоянная Авогадро.
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые
металлы и неметаллы количеством 1 моль. Модель молярного объема газообразных
веществ.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией металлов.
Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических элементов (12 ч.).
Понятие о степени окисления и валентности. Умение находить валентности и степени
окисления по формуле вещества, составлять формулы бинарных соединений по
валентности и степени окисления. Основные классы неорганических соединений.
Номенклатура неорганических веществ. Состав, названия, классификация и
представители классов: оксидов, оснований, кислот, солей. Аморфные и кристаллические
вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая), их взаимосвязь с видами химической связи и их
влиянием на физические свойства веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Представление о законе постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Примеры жидких,
твердых, газообразных смесей. Понятие « доля», расчет массовой и объемной доли
компонента в смеси.
Расчетные задачи.
Расчет массовой и объемной доли компонентов смеси веществ.
Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного
вещества и массе растворителя.
Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для
приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели
кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода(IV). Взрыв смеси
водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией оксидов.
Ознакомление со свойствами аммиака.
Качественная реакция на углекислый газ.
Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды.
Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.
Ознакомление с коллекцией солей.
Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки.
Изготовление моделей кристаллических решеток.
Ознакомление с образцом горной породы.
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч.)
Физические явления и химические реакции. Физические явления в химии
(дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование).
Признаки и условия протекания химических реакций.
Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Реакция горения как частный случай экзотермических
реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения, коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения
количеств веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате химической
реакции. Первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений. Вычисления
по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из участвующих или
получающихся соединений по известной массе или количеству вещества другого

соединения. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения,
замещения, обмена (на примере химических свойств воды). Понятие о реакции
нейтрализации. Экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные,
необратимые, обратимые.
Расчетные задачи.
Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по
известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или
продуктов реакции.
Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна
масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна
масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка
иода; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей
лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение фосфора; б)
взаимодействие соляной кислоты с мрамором и мелом; в) получение гидроксида меди(II);
г) растворение полученного гидроксида в кислотах;) взаимодействие оксида меди(II) с
серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие
разбавленных кислот с металлами;) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Практическая работа №2.«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей
свечой, и их описание».
Практическая работа №3.«Анализ почвы и воды».
Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции»
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 ч).
Растворение как физико-химический процесс, зависимость растворимости веществ от
температуры.
Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Насыщенные, ненасыщенные и
пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Расчет
массовой доли растворенного вещества в растворе. Электролитическая диссоциация.
Понятие об электролитах и неэлектролитах, механизм диссоциации веществ с различным
типом связи. Ионы. Катионы и анионы. Основы ТЭД в виде четких положений. Степень
электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Ионные уравнения
реакций, условия протекания этих реакций до конца в свете ионных представлений.
Понятие о кислотах, основаниях и солях как классах электролитов, их классификация по
различным признакам. Общие свойства кислот, оснований и солей в свете ионных
представлений. Реакции ионного обмена. Обобщение сведений об оксидах, их
классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Свойства простых веществ,
кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие
цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II). Горение магния.
Лабораторные опыты.
Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
Взаимодействие кислот с основаниями.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с металлами.
Взаимодействие кислот с солями.
Взаимодействие щелочей с кислотами.
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Взаимодействие щелочей с солями.
Практическая работа №4.«Признаки химических реакций».
Практическая работа №5.«Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли его
в растворе».
Практическая работа №6.«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
Практическая работа №7.«Решение экспериментальных задач".
Контрольная работа №4 по теме «Электролитическая диссоциация».
9класс (68 ч)
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
(10 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории
электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных
элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон
и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая
организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры.
Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по
различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ»,
«тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов,
образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о
скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов
элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез).
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры
реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ.
Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.
Менделеева.
3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).
4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на
примере взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ
на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения
реагирующих веществ.
7. Моделирование «кипящего слоя».
8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ
на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной
температуры.
9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.
11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 1. Металлы (14 ч).
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические
свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с
ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их
получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие
соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные
удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.Строение атомов.
Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли
алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и
народного хозяйства.
Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с
кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II)
и (III).
Лабораторные опыты.
12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.
13. Ознакомление с рудами железа.
14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
15. Взаимодействие кальция с водой.
16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
18. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (3 ч.)
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений
металлов.
Тема 3. Неметаллы (25 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО),
ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия.
Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода,
его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды.
Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства

воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.
Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные
соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде.
Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли,
их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,
свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды
азота (II) и (IV).Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема
их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их
применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота,
фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды
углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их
значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.
Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений
кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с
натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ
или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений
хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства
сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
20. Получение и распознавание водорода.
21. Исследование поверхностного натяжения воды.
22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.
23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).
24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.
26. Ознакомление с составом минеральной воды.
27. Качественная реакция на галогенид-ионы.
28. Получение и распознавание кислорода.
29. Горение серы на воздухе и в кислороде.
30.Свойства разбавленной серной кислоты.
31. Изучение свойств аммиака.
32. Распознавание солей аммония.
33. Свойства разбавленной азотной кислоты.
34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
36. Распознавание фосфатов.
37. Горение угля в кислороде.
38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.
39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия.
41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч).

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение
экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». Получение, собирание и
распознавание газов.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и
группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и
группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических
решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций
по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов;
использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и
факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения
химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,
неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты,
амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в
свете теории электролитической диссоциации.
В программе слова: К.р. – контрольная работа, ХЭ – химический эксперимент; В.л. –
виртуальная лаборатория, ПСХЭ- Периодическая система химических элементов. И.р.исследовательская работа, ТБ – техника безопасности.
СТРУКТУРА КУРСА
8 класс
№
Тема (глава)
п/п
Введение. Первоначальные химические понятия (5)
Глава 1. Атомы химических элементов (10)
Глава 2. Простые вещества (7)

Количество
часов

Глава3.Соединения химических элементов (12)
Глава 4.Изменения, происходящие с веществами (14)
Глава5..Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительновосстановительные реакции .(20)
ИТОГО
9 класс СТРУКТУРА КУРСА
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема (глава)
Введение. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение
в курс 9 класса
Металлы
Свойства металлов и их соединений. Практикум №1.
Неметаллы
Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений.
Органические соединения
Химия и жизнь
ИТОГО

68
Количество
часов
6
14
3
24
3
13
5
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».