Положение Об организации инклюзивного обучения

Приложение к приказу № 02-04-71 от 28.06.2022
Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.
Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок
организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) в МБОУ Тальская СОШ.
1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно правовых актов:
•
Конституция Российской Федерации;
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 г
•
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в
действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от
19.12.2014г. (далее - ФГОС НОО ОВЗ);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), введенный в действие
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС УО);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 N 177 "Об
утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной
организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в
другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным
программам соответствующих уровня и направленности» (с изменениями от 17.01.2019);
•
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке
и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и
ОВЗ в инклюзивных школах»);
•
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»);
•
Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении
Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения
ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями руководителям
общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в
условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•
Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

•

Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования
обучающихся с умственной отсталостью»;
•
Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на
домашнем обучении»;
•
Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по
СИПР»;
•
Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными
изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»;
•
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
•
Распоряжение Мипросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в образовательной
организации»
•
Закон Красноярского края от 10.12.2004 №12-2707 «О социальной поддержке
инвалидов»;
•
Закон Красноярского края от 26.06.2014 №6-2519 «Об Образовании в Красноярском крае»
и др.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-27).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с ОВЗ - глухие,
слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и
другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(АООП)/
адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе - дети
с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273).
Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117).
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст.
79 ФЗ-273).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ-273).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных
возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от
степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей,
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в
сфере образования, на основе специальных педагогических подходов, форм и методов
обучения
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;
- создание эффективной системы психолого-педагогического, социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования
навыков и умений учебной деятельности;
- формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.6 По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие
модели инклюзии:
Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или
в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной
форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по
адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной
образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе,
планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ
оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе
заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной
работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации
образовательного процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками
и в те же календарные сроки.
Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья
занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс создается для детей
с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со
значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения
со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место организуются в
соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно приспосабливаются
к конкретному ребенку. Организация специального обучения и воспитания для реализации
общих и особых образовательных потребностей.
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе) по
индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов
(по
отдельным
видам
организованной
образовательной
деятельности)
с
индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей
индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством
организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП).
Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности,

культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной
деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума.
Социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному
учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых
мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной
деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума.
1.7. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
осуществляется решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с
родителями (законными представителями) и зависит от степени выраженности особенностей
физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в
среду сверстников.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть
организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- по индивидуальной образовательной программе (СИПР).
2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является приоритетной
формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями
здоровья на всех уровнях общего образования. Инклюзивное образование детей может быть
организовано:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с ОВЗ
- в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения).
2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
• создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
• создание специальных образовательных условий;
• деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- -педагогического консилиума для
организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
• повышение квалификации педагогических работников и администрации в области
инклюзивного образования.
2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
2.5. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
• предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных
документов и запроса родителей (законных представителей);
• предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в
образовательный процесс;
• разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной
образовательной программы);
• определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение
дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных
образовательных условий в соответствие с заключением ЦПМПК);
• заключение договора с родителями (законными представителями).

•
•
•
•

Диагностический этап, включает в себя;
• организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и
дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП);
• по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного
образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных
представителей) обучающегося с ОВЗ.
Основной этап .
разработка индивидуального учебного плана при необходимости, корректировка АООП
(АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ
по итогам диагностического периода;
реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной
образовательной программы);
мониторинг реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном
этапе обучения решается на заседании ППк, с последующим представлением на ПМПК.

Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании.
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
(АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке
АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и
используются примерные адаптированные основные образовательные программы для разных
категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных
программ (https://fgosreestr.ru/ ).
3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и
отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально
разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.5.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа/адаптированная
образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
3.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
Программа коррекционной работы — призвана обеспечивать коррекцию недостатков
физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей,
поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых
образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения,
осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению
детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ,
обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными
программами. Содержание программы коррекционной работы:
1. цели и задачи коррекционной работы;
2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и
ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
3. система психолого-медико-социального сопровождения;
3.

4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных
педагогов и других специалистов;
5. планируемые результаты освоения программы.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной
деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется ОО
самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные
образовательные программы могут реализовываться ОО как самостоятельно, так и
посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное
психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется
психолого-педагогическим консилиумом. При определении реабилитационной составляющей
инклюзивного обучения учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при ее наличии).
3.11.
Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают специалисты
сопровождения:
учитель-логопед,
педагог-психолог,
учитель-дефектолог,
социальный педагог.
3.12. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из условия, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося
для трудовой деятельности.
3.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения. Учебную
нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Индивидуальные учебные планы утверждаются педагогическим советом школы.
3.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий
3.15. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная
итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с локальными актами
школы и требованиями действующего законодательства.
3.17. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений
в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными
представителями).
3.18.
При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по
состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о
необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется
индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья,
обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями
общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом
преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные
принадлежности).
3.19. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому
производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а
также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение
отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП / АОП, но в зависимости от
образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

4. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
1.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в себя создание
специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с
Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
1.2. Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги определяются
по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, по каждому виду образовательных программ с учетом форм
обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.
1.3. Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования
включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения
уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу.
1.4.
Оплата труда педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ,
производится в соответствии с действующими нормативами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (391) 743-42-22

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».