Приложение к приказу № 02-04-71 от 28.06.2022 Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ Тальская СОШ. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно правовых актов: • Конституция Российской Федерации; • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 г • Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014г. (далее - ФГОС НОО ОВЗ); • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), введенный в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС УО); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (с изменениями от 17.01.2019); • Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах»); • Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»); • Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; • Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»; • Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»; • Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»; • Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»; • Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; • Распоряжение Мипросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в образовательной организации» • Закон Красноярского края от 10.12.2004 №12-2707 «О социальной поддержке инвалидов»; • Закон Красноярского края от 26.06.2014 №6-2519 «Об Образовании в Красноярском крае» и др. 1.3. В Положении используются следующие понятия: Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-27). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273). Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/ адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273). Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе - дети с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273). Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117). Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273). Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ-273). 1.4. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей, создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования, на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения 1.5. Задачи инклюзивного образования: - освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО; - создание эффективной системы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; - формирования социальных навыков и компетенций; - индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 1.6 По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками и в те же календарные сроки. Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс создается для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация специального обучения и воспитания для реализации общих и особых образовательных потребностей. Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психолого-педагогического консилиума. Социальная инклюзия - при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума. 1.7. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с родителями (законными представителями) и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду сверстников. 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть организовано: - по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; - адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК; - по индивидуальной образовательной программе (СИПР). 2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования. Инклюзивное образование детей может быть организовано: - в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися); - в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с ОВЗ - в форме индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения). 2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются: • создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); • создание специальных образовательных условий; • деятельность службы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- -педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • повышение квалификации педагогических работников и администрации в области инклюзивного образования. 2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 2.5. Этапы реализации инклюзивного образования: Предварительный этап: • предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей); • предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс; • разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); • определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением ЦПМПК); • заключение договора с родителями (законными представителями). • • • • Диагностический этап, включает в себя; • организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП); • по истечении диагностического периода разработку психолог-педагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. Основной этап . разработка индивидуального учебного плана при необходимости, корректировка АООП (АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); мониторинг реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк, с последующим представлением на ПМПК. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании. 3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с СанПиН. 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Образовательная организация самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и используются примерные адаптированные основные образовательные программы для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/ ). 3.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 3.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Программа коррекционной работы — призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы: 1. цели и задачи коррекционной работы; 2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ; 3. система психолого-медико-социального сопровождения; 3. 4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов; 5. планируемые результаты освоения программы. 3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется ОО самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН. 3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться ОО как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. 3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при ее наличии). 3.11. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог. 3.12. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из условия, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для трудовой деятельности. 3.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения. Учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются педагогическим советом школы. 3.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий 3.15. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 3.16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с локальными актами школы и требованиями действующего законодательства. 3.17. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 3.18. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). 3.19. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП / АОП, но в зависимости от образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. 4. Материально-техническое и финансовое обеспечение. 1.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в себя создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 1.2. Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. 1.3. Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу. 1.4. Оплата труда педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ, производится в соответствии с действующими нормативами.