Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тальская средняя общеобразовательная школа» Утверждена приказом директора школы № 02-04-78 от 31.08.2021г. Рабочая программа учебного курса: Музыка Классы: V - VIII 2021 год. 1. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выпускник научится: понимать значение интонации в музыке как носитель образного смысла; анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; знать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки; знать формы построения музыки (двух частную, трехчастную, вариации, рондо); определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хорового музицирования; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; участвовать в коллективной исполнительской деятельности; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; находить ассоциативные связи между музыкой и изобразительным искусством; понимать взаимодействие музыки и живописи; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; понимать значение музыки в жизни каждого человека и человеческого общества в целом; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; определять характерные особенности музыкального языка; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; определять многообразие музыкальных образов и способов их развития; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; понимать основной принцип развития и построения музыки – сходство и различие; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; приводить примеры известных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; определять тембры музыкальных инструментов; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; называть основные жанры светской музыки: соната, симфония, концерт, опера, балет; понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; называть имена и определять на слух произведения всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов академического направления XX века; слышать переинтонирование классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки; называть стили рок музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.; анализировать творчество исполнителей авторской песни; применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; называть и определять на слух певческие голоса: мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, альт); применять навыки вокально-хоровой работы, петь с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; называть современных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей и исполнительские коллективы; понимать специфику музыки как вида искусства; осознавать значение музыки в художественной культуре; понимать возможности музыкального искусства в отражении «вечных» тем жизни; узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; называть имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; распознавать на слух мелодии изученных произведений; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; использовать различные формы индивидуального и группового музицирования; использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; распознавать стили классической и современной музыки, особенности музыкального языка и музыкальной драматургии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: знать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита); понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, хорового концерта; определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; определять типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное); использовать в учебных целях информацию музыкального искусства. Содержание тем учебного курса Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент,acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадноджазовый. Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др. Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. 5 класс Раздел 1. «Музыка и литература» 16 ч. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов.Жанры инструментальной и вокальной музыки.Вторая жизнь песни.Писатели и поэты о музыке и музыкантах.Путешествиевмузыкальныйтеатр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. 6 класс Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч) Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. 7 класс Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч) Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Тема урока № Количество ур часов 1 раздел. Музыка и литература – 16 часов 1 Что роднит музыку с литературой. 1 Вокальная музыка – 3 часа 2 Россия, Россия, нет слова красивей… 1 3 Вся Россия просится в песню. 1 4 Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… 1 Фольклор в музыке русских композиторов – 2 часа 5 Стучит, гремит Кикимора… 1 6 Что за прелесть эти сказки… 1 Жанры инструментальной и вокальной музыки – 1 час 7 Мелодией одной звучат печаль и радость 1 Вторая жизнь песни– 1 час 8 Живительный родник творчества 1 Всю жизнь мою несу Родину в душе…– 1 час 9 Перезвоны. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Писатели и поэты о музыке и музыкантах– 3 часа 10 Слово о мастере 11 Гармонии задумчивый поэт 12 Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь! Первое путешествие в музыкальный театр – 1 час 13 Опера. Поклон вам, гости именитые, гости заморские Второе путешествие в музыкальный театр– 1 час 14 Балет. Балет – сказка «Щелкунчик» Музыка в кино, театре, на телевидении– 1 час 15 Музыка в кино, театре, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр – 1 час 16 Мюзикл. 2 раздел. Музыка и изобразительное искусство – 18 часов 17 Что роднит музыку с изобразительным искусством Небесное и земное в звуках и красках – 2 часа 18 Три вечные струны: молитва, песнь, любовь 19 В минуты музыки печальной Звать через прошлое к настоящему – 2 часа 20 Александр Невский. За отчий дом, за русский край… 21 Ледовое побоище. После побоища. Музыкальная живопись и живописная музыка – 2 часа 22 Ты раскрой мне, природа, объятья… 23 И это всё – весенних дней приметы! Колокольность в музыке и изобразительном искусстве– 1 час 24 Весть святого торжества Портрет в музыке и изобразительном искусстве – 1 час 25 Звуки скрипки так дивно звучали… Волшебная палочка дирижера– 1 час 26 Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве– 1 час 27 О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Застывшая музыка– 1 час 28 Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи– 1 час 29 В музыке Баха слышатся мелодии космоса… Музыка на мольберте– 2 часа 30 Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты… Импрессионизм в музыке и живописи– 1 час 31 Музыка ближе всего к природе… О подвигах, о доблести, о славе... – 1 час 32 О тех, кто уже не придёт никогда – помните! В каждой мимолетности вижу я миры... – 2 часа 33 Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… 34 Музыкальная живопись Мусоргского 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс Тема урока № Количество часов ур 1 раздел. Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 16 часов 1 Удивительный мир музыкальных образов. 1 Образы романсов и песен русских композиторов– 5 часов 2 Мир чарующих звуков. 1 3 Портрет в музыке и живописи. 1 4 «Уноси мое сердце в звенящую даль...» 1 5 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 1 6 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 1 Образы песен зарубежных композиторов– 2 часа 7 Искусство прекрасного пения. 1 8 «Старинной песни мир». Песни Ф.Шуберта. 1 Образы русской народной и духовной музыки– 3 часа 9 Народное искусство Древней Руси. 1 10 Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». 1 11 «Перезвоны». Молитва. 1 Образы духовной музыки Западной Европы– 3 часа 12 «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. 1 13 Образы скорби и печали. «Stabatmater». 1 14 Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». 1 Авторская песня: прошлое и настоящее– 2 часа 15 Песни вагантов. 1 16 Песни Булата Окуджавы. 1 Джаз – искусство XX века– 1 час 17 Спиричуэл и блюз. 1 Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки – 18 часов 18 Вечные темы искусства и жизни. 1 Образы камерной музыки– 5 часов 19 Могучее царство Шопена. 1 20 Инструментальная баллада. 1 21 Инструментальный концерт. «Времена года». 1 22 Космический пейзаж. 1 23 «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» 1 Образы симфонической музыки– 2 часа 24 Г.Свиридов«Метель». 1 25 Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 1 Симфоническое развитие музыкальных образов– 2 часа 26 «В печали весел, а в веселье печален». 1 27 Связь времен. 1 Программная увертюра – 2 часа 28 Увертюра «Эгмонт». 1 29 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 1 Мир музыкального театра– 4 часа 30 Балет «Ромео и Джульетта». 1 31 Мюзикл «Вестсайдская история». 1 32 Опера «Орфей и Эвридика». 1 33 Рок – опера «Орфей и Эвридика». 1 Образы киномузыки – 2 часа 34 «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. 1 35 Музыка в отечественном кино. 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № ур Тема урока Количество часов Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки – 17 часов 1 Классика и современность 1 В музыкальном театре. Опера – 3 часа 2 Опера «Иван Сусанин» 1 3-4 Опера «Князь Игорь» 2 В музыкальном театре. Балет – 2 часа 5-6 Балет «Ярославна». 2 Героическая тема в русской музыке – 1 час 7 Героическая тема в русской музыке. 1 В музыкальном театре – 5 часов 8 «Мой народ – американцы...» 1 9 «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. 1 10 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. 1 11 Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение Бизе. 1 12 Образы Кармен, Хозе, «масок» и Тореадора. Сюжеты и образы религиозной музыки – 3 часа 13 «Высокая месса». «От страдания к радости». 1 14 «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. 1 15 Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда». 1 Музыка к драматическому спектаклю – 3 часа 16 «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для оркестра. 1 17 «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» 1 Раздел 2. Особенности драматургии каменой и симфонической музыки – 18 часов 18 Музыкальная драматургия – развитие музыки. 1 Два направления музыкальной культуры – 2 часа 19 Религиозная музыка. 1 20 Светская музыка. Этюд. 1 Камерная инструментальная музыка – 1 час 21 Транскрипция. 1 Циклические формы инструментальной музыки– 3 часа 22 «Кончерто гроссо» А.Шнитке. 1 23-24 Соната. 2 Симфоническая музыка – 7 часов 25 Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. 1 26 Симфония № 5 Л.Бетховена. 1 27 Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. 1 28 Симфония № 5 П.Чайковского. 1 29 Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. 1 30 Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. 1 Инструментальный концерт – 2 часа 31 Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна 1 32 «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина 1 Музыка народов мира – 1 час 33 Музыка народов мира 1 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер – 2 часа 34 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер 1 35 Пусть музыка звучит 1 СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ: - Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2016. - Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2016. - Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2016. -Искусство 8-9 кл.учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2011. -Программы общеобразовательных учреждений «МУЗЫКА» I-VII классы (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации) под руководством Д.Б.Кабалевского, М:, «Просвещение»,2015; ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы» I-VII классы, М.; «Просвещение», 1988; Н.А.Царёва «Слушание музыки» (методическое пособие), М.; ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2002; В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» (учебно-методическое пособие для учителей музыки), СПб.; Издательство «Лань», 2000; Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании», М.; «Просвещение», 1986; В.В.Фадин «Музыка» (для преподавателей, воспитателей, классных руководителей I-VII классов), Волгоград, «Учитель», 2005; Л.В.Горюнова, Е.Д.Критская и др. «Встреча с музыкой» (дневник), М.; Издательство «Жизнь. Творчество. Детство», 1993; С.В.Белецкий «Азбука музыки», Омск, 1997г Печатные пособия 1.Таблицы "Музыкальные инструменты". Экранно-звуковые пособия 1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. 2.Видеофильмы с записью мюзиклов. 3.Нотный и поэтический текст песен. Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». 2.Шедевры зарубежной и русской классической музыки. 3.Классическая музыка в современной обработке. 4.Мультимедийные диски с разработками уроков, презентациями, музыкальным материалом и др. для 1-7 классов. Музыкальные инструменты 1.Пианино. 2.Клавишный синтезатор.