07.11.2021
Профстандарт воспитателя дошкольного
учреждения
Министерством труда Российской Федерации был
разработан реестр профессиональных стандартов, которые фиксируют требования и
функциональные обязанности работников многих специальностей. Некоторые из них
имеют рекомендательный характер и нужны для того, чтобы работодателю было легче
оценить навыки сотрудника, которого он принимает на работу. Однако, существуют
и такие, обязательное следование которым закреплено законодательством.
Соответствие им – непременное условие для работы в соответствующей должности. К
таким относится и профстандарт воспитателя.
Понятие, задачи и функции профстандарта
воспитателя
Сам по себе профстандарт воспитателя ДОУ (дошкольного
образовательного учреждения) – это документ, систематизировавший все функции,
которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и
навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования.
То есть, профессиональный стандарт педагога
дошкольного образования – это, по сути, перечень критериев, позволяющих
определить, кто может работать воспитателем, а кто – нет.
Данный профстандарт был принят еще 10 октября 2013
года, однако, в обязательном порядке стал применяться лишь с 2017 года. Это
связанно с тем, что уже принятый документ находился в стадии доработки. 5
августа 2016 года в него внесли ряд изменений и дополнений. Параллельно
разрабатывался профстандарт помощника воспитателя, но он так и не был принят.
Основная задача, поставленная перед профессиональным
стандартом – помочь дошкольным образовательным учреждениям набрать подходящий
для работы с детьми профессиональный штат. Неудивительно, что профстандарт
воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста
можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен
базовыми педагогическими умениями. В частности, воспитатель должен
обладать следующими навыками:
- Умение
применять методы перехода от игры к образовательной программе;
- Обеспечивать
учеников всеми необходимыми условиями для наиболее благоприятного и
эффективного восприятия информации;
- Умение
находить подход к детям дошкольного возраста и вызывать у них доверие;
- Готовность
нести ответственность за малолетних подопечных;
- Умение
принимать во внимание индивидуальные качества каждого отдельно взятого
ребенка и разрешать вопросы, которые выходят за границы образовательного
процесса.
Воспитатель имеет большое количество трудовых функций.
Условно их можно разделить на следующие категории:
1. Обеспечение
общепедагогической деятельности;
2. Организация
воспитательного процесса;
3. Обеспечение
развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и различного
ряда мероприятий;
4. Преподавание
дошкольной общеобразовательной программы/
Структура профстандарта воспитателя
Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную
структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр
Министерства Труда Российской Федерации.
Документ состоит из четырех разделов, первые три из
которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях,
которые она подразумевает.
В последнем разделе имеются справочные сведения о
разработчиках стандарта. Так,профессиональный стандарт педагога ДОУ по
ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы
Выглядит структура профессионального стандарта
воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:
1. Общее описание;
2. Таблица, которая
содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
3. Более детальная
характеристика функций, прописанных во втором пункте;
4. Сведения об
организациях, которые занимались создание данного документа.
Содержание и функциональная карта
В первом разделе определена основная цель деятельности
педагога-воспитателя. В качестве нее указано предоставление обучающих услуг,
основанных на общеобразовательных программах, в организациях, которые
осуществляют обучение.
В функциональной карте обозначены две категории
трудовых функций, отличающиеся упором на воспитательную либо образовательную
деятельность.
В третьем разделе всем трудовым функциям дается более
подробная характеристика.
Профстандарт педагога-воспитателя предполагает работу
на одной из двух должностей: учитель или воспитатель.
Для работы на этих должностях требуется шестой (в
некоторых случаях – пятый) уровень квалификации. Выдвигаются достаточно четкие
требования к образованию: оно должно быть высшим или средним и связано с данной
специальностью. Направление подготовки, как правило, именуется «Образование и
педагогическая деятельность».
С опытом работы все гораздо проще. К данному параметру
практически не предъявляется никаких требований. Конечно, работодатель может
отказаться взять на работу сотрудника без опыта работы, но профессиональным
стандартом этот вопрос никак не регулируется.
Данная профессия имеет массу дополнительных
ограничений.
Так, к работе не допускаются:
- лица,
которым ранее было запрещено заниматься педагогической деятельностью по
решению суда;
- недееспособные
граждане;
- имеющие
заболевания, которые предусмотрены в специальном перечне.
Лицо, имеющее судимость, также не имеет права работать
по специальности педагог-воспитатель.
К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый
или шестой уровень квалификации. Для получения данных уровней квалификации
выдвигаются следующие требования:
Пятый уровень квалификации предполагает наличие
среднего профессионального образования по соответствующей специальности или же
начальное профессиональное образование по программе, предусмотренной в
профстандарте с дополнительной переподготовкой;
Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь
высшее образование как минимум по программе бакалавриата или же среднее
специальное образование. Он требует от специалиста не просто осуществления и
реализации готовых образовательных программ, но и умения находить новые способы
решения тех или иных задач.
Почти во всех случаях педагог-воспитатель должен иметь
шестой уровень квалификации, чтобы устроиться на работу.
В заключение остается сказать, что профстандарт для
педагога ДОУ должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы
дошкольных образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и
образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…
Приказ об
организации работы внедрению
профессионального стандартара
Положение о рабочей группе по
внедрению профессионального стандарта
Приказ об
утверждении положения о рабочей группы
Дорожная
карта по внедрению профессионального стандартара
Аналитическая справка по реализации
ИОП
Индивидуальная
образовательная программа Максимовой Татьяны Борисовны
Оценочные листы трудового действия
Приказ № 40 -1 от 25.11.2019г."
Об утверждении корпоративного стандарта педагога"